Өлең, жыр, ақындар

Театрально-игровая деятельность в развитии младших дошкольников

Карагандинская область город Сатпаев
КГКП «Ясли-сад №33 «Күншуақ»
воспитатель Косенко Надежда Владимировна

Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

Данный опыт состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задача, формы и методы работы, содержание занятий описаны исследования с использованием диагностик. Изложена коррекционная работа с детьми по устранению выявленных недостатков. По результатом проделанной работы сделаны выводы, предложены рекомендации для родителей.

Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность опыта. В ней содержатся конспекты занятий, творческие упражнения, игры-превращения, пальчиковый игротренинг

Для педагогических работников представляет интерес:
•  перспективный план на год;
•  формы и методы работы;
•  конспекты занятий, упражнения;
•  диагностический материал.  

Использование данного опыта.
Данный опыт приемлем для использования в практике д/с. по работе с родителями, выступлениям на праздниках, на занятиях (ДО), в свободной, самостоятельной деятельности.

В своей группе, я продолжала развивать умение ориентироваться в окружающем мире, понимать и воспроизводить смысловые стороны речи. Развивала наблюдательность, артикуляцию, функции общения и обобщения (усвоение и употребление слов). Так, как если не учить, то развернутые словесные ответы замещаются простыми словами.

Формы развития речи прежние, но усложняется содержание занятий (дидактические направления деятельности малышей: наблюдение, рассматривание, начальные представления об экспериментировании и т. д.). Продолжала развивать представления детей о предметах и явлениях, учила сравнивать предметы (побуждать к мышлению).

Работала с картинками, направляя внимание ребенка на детальное рассмотрение изображения, развивала умение повторять слова и высказывать свое суждение (используя сюжетные картинки). Включила в работу инновационные технологии. Продолжала работу по театральной деятельности.

При чтении книг, учила договаривать не большие фразы, заканчивать предложения, рассказывать не большие отрывки текста. Организовывала, слушание и последующее воспроизведение: коротких рассказов, стихов, народных потешек, песенок и др.

Активизировала речь детей, вовлекая их в различные игры: подвижные, музыкально - подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые, театрализованные и т. д. Всё это способствует всестороннему развитию речи.

С 2-х до 3-х лет отмечается количественный рост словаря, постановка слов в предложении в соответствующей грамматической форме – начинается интенсивное овладение грамматической структурой языка. Малыш усваивает основные грамматические закономерности родного языка. Но эта речь еще упрощенная (в ней отсутствуют причастия и деепричастия). Исходя из этого, я поставила, перед детьми первой младшей группы следующие

Задачи:
•  учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, зайчики прыгают и т. д.);
•  понимать речь без наглядного сопровождения;
•  продолжать расширять активный и пассивный словарь;
•  воспитывать звуковую культуру речи;
•  формировать грамматический строй речи;
•  развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками;
•  уметь проявлять и контролировать свои эмоции;
•  развивать артистические навыки;
•  привлекать родителей к проблемам социального развития детей с младшего дошкольного возраста.

Перед собой поставила цель – сформировать у детей, связанную речь – речь содержательную, логичную, последовательную, достаточно хорошо понятную, не требующую дополнительных вопросов и уточнений.

По мнению А.М. Пешковского основным отличием литературной речи от речи обыденной является сознательное пользование языковыми средствами. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог, хорошо владеющий навыками выразительного чтения. В работе я использовала и применяла (куклы би – ба - бо, пальчиковые игры, настольные и теневые театры, сказки на фланелеграфе и т. д.). Предъявления информации в игровой форме, вызывает огромный интерес, несет образный тип информации доступный детям. Движение, звук, драмматизация - привлекает внимание, стимулирует познавательную активность, помогает без особых усилий запомнить художественное произведение.

Особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Е.А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство "чувствующего" и "мыслящего".

Е.А. Флерина отметила наивность детского восприятия - дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка.

Выбирая литературный материал, я решила обратиться к истокам нашей речи – русскому фольклору. И не случайно, последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает – «народная мудрость». Фольклор приобщает ребенка к духовным ценностям, учит доброте, отзывчивости, честности, смелости, формирует понятие «добра и зла». Он соединяет в себе русские народные и казахские сказки, стихи, потешки, песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.
Для того, что бы дети знали и любили книги, я оборудовала «Книжкин дом», где, как в домике в красивой коробочке  в доступном месте лежат книги с красочными иллюстрациями, которые дети берут и с удовольствием рассматривают. Это и народные сказки, и книги известных авторов, и книжки - малышки, для самостоятельного рассматривания на плотной, картонной основе. Не мало, пришлось приложить усилий, что бы научить детей беречь книги, обращаться с ними по назначению и аккуратно. Детки сами рассматривают книги, и даже «читают» (рассказывали, что запомнили) в них друг другу. Красочные, яркие иллюстрации, запоминаются детям, вызывают радость и поднимают настроение. А ознакомление с художественным словом становится легким и не принужденным.

Исходя из вышесказанного, я поставила, перед детьми - цель:
•  проявлять интерес к сказкам и театральной деятельности, сформировать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него;
•  проявлять литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведений, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказа, сказки, стиха, развивать поэтический слух;
•  проявлять любовь к произведениям  народного творчества и малым формам фольклора, как то - песенки, потешки, частушки, небылицы, сказки,хотеть и уметь инсценировать доступные для данного возраста произведения народного творчества.

Оказалось, что существует взаимосвязь, между театрализованными играми, и другими областями познания. Я попыталась, выяснить без чего не возможно заниматься театральной деятельностью.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз