Өлең, жыр, ақындар

Легенда о черноглазой Сузге

Однажды в книжных киосках областного центра появилась тоненькая книжица под названием "Черноглазая Сузге. Автор поэмы Пётр Ершов, написавший всем известную сказку "Конек Горбунок. Петр Ершов написал свою героико-трагическую поэму в 1837 году, взяв на основу реальные факты времён покорения Сибири, когда хан Кучум и атаман Ермак воевали за обладание сказочно богатым краем.

Предыстория такова: В XVI веке, после распада Золотой орды, возникло Сибирское ханство, охватывающее нижнюю окраину Сибири и земли нынешних областей Северного Казахстана, свободно распологаясь в долинах рек Есил, Ертис, Тобыл. Царствовал там потомок Чингисхана, знаменитый хан Кучум. В своей поэме Петр Ершов воспевает так: Царь Кучум один владеет всей Сибирскою землёю: Обь, Иртыш, Тобыл с Вагаем.

Одному ему подвластны...

В состав Сибирского ханства входили многие казахские роды, а так же местные народы — ханты, манси. Центром Сибирского ханства был Искер, расположенный вблизи Тобыла (Тобольск). Название Искер произошло от сочетания казахских слов "ескі жер", что значит "старая земля". Говорят, какие-то части города сохранились до сих пор, и эти остатки древнего поселения доказывают, сколь мощным государством было Сибирское ханство. Искер являлся культурным и торговым центром всей Сибири.

Сказочное богатство, удивительный животный мир этого края не оставлял равнодушными соседей Кучум хана, среди которых были правители Руси, Средней Азии, Китая, Ближнего Востока. Из-за красивых шкурок сибирских зверей в ханство Кучума постоянно шли бесчисленные караваны торговцев из Бухары, Хивы, Персии, Китая, Турции, Руси, Крыма, Кавказа.

В конце XVI века Иван Грозный начал вынашивать планы завоевания Сибири. Миссия была поручена самому влиятельному клану дельцов и торговцев – семейству Строгановых. Строгановы, обосновавшись в Уральске и превратив его в большой центр промышленности, давно мечтали об освоении богатств Сибири, которой к тому времени, как вы помните, правил потомок Чингисхана. С радостью, приняв, повеление царя, Строганов обращается за помощью к атаману Ермаку, предводителю казаков, прославившемуся своими лихими набегами среди мирных жителей края.

Первого сентября 1582 года отряд из 840 человек во главе с Ермаком пустился в путь. Через два месяца отряд добрался до города Искер и с боем вторгся в него. Три дня и три ночи отчаянно сражались люди Кучум хана, но все же вынуждены были оставить город. Силы были слишком не равны. Кучум хан решает временно отступить, а затем, собрав необходимое войско, вновь вернуться на защиту своих владений. Кучум сражался упорно, но надежда на восстановление Сибирского ханства оставалась все меньше, неудачи преследовали хана.

Когда в 1585 году скончался Ермак, у Кучум хана вновь возродилась надежда на возвращение своего господства. Но к тому времени в Сибирь стали прибывать кроме казаков и множество русских отрядов. С их прибытием началось большое строительство, возводились города Тюмень, Тобыл, Тара, в долинах между реками. Иртыш и Обь появляются сильные русские крепости. Царское правительство предлагает Кучуму сдаться по своей воле, обещая хану сохранить жизнь, устроить на службу и даже предоставляет выбор в месте жительства — Москва или города Сибири. Но хан Кучум предпочитает смерть в борьбе, чем добровольное поражение. Его войско было окончательно разбито в августе 1598 года у реки Оби. Воины хана были уничтожены, члены ханской семьи и все его родственники попадают в плен. А сам хан с тремя сыновьями едва спасся, и вновь русские правители уговаривают его сдаться, и вновь хан не соглашается и уходит в Казахстан. Погиб он от предательского удара своих же людей, испугавшихся царской немилости.

Эта борьба, длившаяся много лет, породила немало поэтических легенд и сказаний. Одна из них легенда о черноглазой Сузге. Сузге была младшей женой Кучум хана. Дочь казахского султана, она была прекрасна и умна и, как гласит легенда, умела заставить прислушаться к своему мнению. Пользуясь этим преимуществом, Сузге повелевает построить город. Вот как описывает его в своей поэме Ершов:

"Мой супруг и повелитель!
Говорит Сузге Кучуму.
Велико твоё владение,
Хороши твои усадьбы.
Но одно твоё селенье
Лучше кажется мне всех.
Там есть холм один высокий:
С двух сторон стеною — горы,
С двух сторон ковром — равнина.
У холма же словно лента,
Ручеёк бежит в равнину,
А вдали шумит Иртыш.
Прикажи мне, мой властитель,
Там построить терем царский.
И позволь твоей рабыне
В этом тереме весёлом
Встретить вешнюю зарницу,
Красно лето проводить".
"Будет!" — молвит царь Сибири.

Город Сузге находился в пяти-шести километрах от Тобола на берегу Иртыша на высоком холме. Люди и сейчас называют эту местность "Сузге тура", что значит город Сузге. С двух сторон город окружали высокие берега Иртыша, вокруг же он был укреплён глубокими рвами и охранными башнями. Сам дворец царицы напоминал райский уголок.

На холме Сузге высоком
Красовался царский терем
С переходами разными,
Со ставнями расписными,
С узорчатою оградой
И с перильчатым крыльцом...
...Но на всей земле сибирской
Нет прекраснее Сузгуна,
Где живёт Луна — царица,
Черноглазая Сузге.

Когда Сузге получает весть о нападении врага на Искер, она превращает свой город в крепость, рвы наполнились до краев ледяной водой Иртыша, население запасается продовольствием, укрепляется охрана города. В один из таких тревожных дней царица получает печальную весть о падении города Искер. В поэме эту весть приносит брат Сузге, храбрейший воин Кучума — Махметкул. Эту ему предлагает Сузге впоследствии: Царь бежал: будь ты царь нынче, Вороти своё владенье, Завоюй себе Сибирь...

Между тем Ермак посылает атамана Грозу на взятие города Сузген, где прячется царский шурин Махметкул. Две недели длилась осада крепости воинами Грозы, две недели не могли они взять город и, наконец, обратились за помощью к Ермаку. Обе стороны бьются изо всех сил. Царица получает известие о ранении брата и о том, что воины Махметкула остались без предводителя. Помощи ждать больше не откуда:

"Что мне делать в этом горе?
Где искать себе спасенье?"
Так царица говорила,
Заливаяся слезами.

К тому времени, атаман Гроза узнает, что его войско все это время воюет не с Махметкулом, а с его сестрой, с прекрасной Сузге, а сам Махметкул находится в плену у Ермака.

"Прах возьми! —
Гроза воскликнул,
Прочитав приказ из войска —
Нас на смех теперь подымут!
В три недели не умели
Нашей храбростью казацкой
С бабой справиться путём!"

Царица, наконец, понимает, что ей не будет спасенья, и она ставит условие атаману Грозе: "Мы сдаемся, если отпустят с миром всех оставшихся воинов и жителей города, предоставив им корабль для переправы". Атаман принимает условие, но с одной оговоркой: в городе должна остаться сама царица. Сузге соглашается ради спасения своих людей. Грустно прощается она с воинами своими храбрыми, благодарит их за верную службу, велит раздать им свою казну... Когда город опустел, атаман Гроза находит царицу, одиноко сидящую в саду:

Атаман к Сузге подходит,
Перед ней снимает шапку,
Низко кланяется, молвит:
"Будь спокойна ты, царица,
Мы казаки, а не звери,
Уважаем царский сан..
...Ты о плене позабудешь
Слово честное даю".

Но Сузге уже прощалась с белым светом. Казаки её похоронят в родном городе...

В начале девятнадцатого века эту легенду рассказал Петру Ершову исследователь Сибири П.Соловцов. История сильно заинтересовала поэта, впоследствии собравшего много интересных материалов, исторических фактов. После этого Ершов берётся за написание поэмы. В 1838 году поэма была опубликована в журнале "Современник", а спустя через 50 лет перепечатана в приложении к журналу и в "Сибирском приложении" "Восточное обозрение". На основе поэмы написана пьеса, её постановка была осуществлена на сцене Тобольского театра в 1889 году (говорят, что в 1932 году участники художественной самодеятельности Тобольского уезда поставили спектакль и на казахском языке). А в 1896 году тобольский композитор написал оперу "Сузге". Спустя полтора века после написаний поэмы "Сузге" разыскал и представил читателям нашей республики историк Марат Абдиров, он же способствовал её публикации в журнале "Простор". В августе того же года в Алматы поэма Петра Ершова вышла отдельной книгой.

Читателям, возможно, интересна дальнейшая судьба семьи Кучум хана. После разгрома Сибирского ханства все пленники из семьи Кучум хана были отправлены в качестве "дара" царю Борису Годунову. Среди них было несколько жена хана, сыновья, дочери. В Москве пленникам выделят землю и поселят всех вместе отдельным аулом. Говорят, они ни в чем не нуждались, кроме свободы. Со временем некоторые потомки хана примут русскую веру и возьмут в жены русских девушек. Среди них были и такие, кто переселился в ханство Касыма, и стали впоследствии правителями. Из потомков Кучум хана вышли и бояре, сохранившие верность своим традициям и мусульманской вере.

События, прошедшие много лет назад являются частью нашей общей истории, поэтически изложенные в поэмах, стихах, легендах, они напоминают нам о славе и мужестве предков...

1995 год.


Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар

Пікірлер