Өлең, жыр, ақындар

Однажды и на всю жизнь

Тот год, в который Избасар Шыртанов появился на свет, оказался очень тяжёлым. Стояла суровая зима сорок первого. Отец его, Шыртан Кенжалиев, получает повестку на фронт. Он так и не вернётся. Сын знает только, что его отец воевал на сталинградском фронте, что от него семья получила всего лишь два письма. Таким образом, Избасар смог унаследовать от отца только его любимую домбру.

— Я начал выходить на сцену ещё первоклассником, — рассказывает Избасар Шыртанович, — никто меня не обучал, я сам тянулся к домбре, может, потому, что она принадлежала моему отцу...

Ныне этого седовласого человека знают не только в нашей Мангыстауской области, но и за её пределами. Он стал известным жыршы, собирателем литературного и музыкального наследия народных талантов нашего края, многократно выступал в айтысах. А впервые И. Шыртанов появился на областном фестивале народных талантов 35 лет тому назад и с тех пор, можно сказать, только считанные областные мероприятия прошли без него. Впервые он стал лауреатом в 1960 году, когда к 40-летию Казахстана в Алматы проводился областной смотр участников художественной самодеятельности. Потом дважды побеждал на всесоюзных смотрах народных талантов. Он дипломант Союза композиторов СССР. В его архиве хранятся диплом с подписью Хренникова. И.Шыртанов участник второго республиканского айтыса акынов, множества других республиканских праздников. Конечно, все это похвально, но таких успехов мог бы достичь любой талантливый самодеятельный артист. Для Шыртанова же все это только одна сторона его деятельности. Ведь он не только исполнитель народных песен. Он тот человек, который вернул нам множество песен и кюев народных композиторов Мангыстау. В своё время Мангыстау славился семью одарёнными людьми, которых называли Жеті қайқы – люди искусства (в Среднем Казахстане — Сал-Сері, а в Кызылорде — Сыр сүлейлері). Таких людей обычно считали красой всяких празднеств, уважали и ждали везде с радостью. С их приездом в казахских аулах обычно начиналось особое оживление. Все собирались в том доме, где они гостили, и до рассвета не уставали слушать песни, куй, жыр, терме своих любимцев. Семеро қайқы были такими же любимцами мангыстауцев.

За прошедшие годы много было забыто народом. Забылись и песни, куй, терме. Люди стали забывать и своих любимцев Қайқы. Избасар Шыртанов с малых лет слушая рассказы своей бабушки Нуржан и матери Несип, запомнил это название — Семь Қайқы. А когда вырос, стал задумываться: какие они были, эти люди, на какой домбре играли, какие произведения любили и что создали сами? Все ему было интересно. И вот услышал он однажды где-то в дальнем ауле песню Досата. Песня называлась "Босмойын". Ему очень понравилась душевная, с нежной грустью мелодия. А еще больше понравились слова, которые выражали простые, земные чувства так ясно и просто. Ему, самодеятельному артисту, часто выступающему, раньше не приходилось слышать песни Досата. Первую, которую встретил, он и записал. Сегодня песню Досата "Босмойын" часто поют. И это благодаря Избасару Шыртановичу.

А потом были годы поиска. Шыртанов вернул народу имена всех Қайқы. Второй вариант песни "Ақбөбек" — "Жалау көк" Кайыпа, "Оймауыт" — Турсына, "Маңғыстау" — Тастемира, "Дәлайшау" — Шолтамана, "Жайма қоңыр" — Эдила, "Кербез Айша" — Өскенбая, "Құнан нар" — Жылкелди и многие другие, почти забытые песни живут сейчас благодаря ему. Более того, всесоюзная фирма грампластинок "Мелодия", записала эти песни, как и произведения Қашағана в исполнении нашего земляка.

А потом были собраны кюи Есра Айшуакова, такие, как "Ақжелең", "Алау мейрам", "Сайға бұқтым", "Қызыл қайың", "Шалқыма", "Әлдибөпем", "Көктөбе", "Манатау". Записаны они были с помощью домбристки Розы Айдарбаевой. Сейчас сборник этих произведений, выпущенный местной типографией, доступен всем поклонникам народной музыки Мангыстау. Заслуженный работник культуры Орын Құлсариев внёс эти песни в репертуары народных оркестров. Как видим, Избасар Шыртанович внёс большой вклад в развитие национальной культуры нашего региона. Годы незаметного кропотливого труда принесли свои плоды.

Не думайте, что все находки остались в пределах нашей области: это не так. Кюи Ескара знают уже все домбристы республики. В ближайшие годы выйдет сборник "Кюи Мангыстау" под редакцией Народного артиста Республики Казахстана К. Ахмедьярова. Кюи записаны так, как исполняет наш домбрист С.Шакратов.

Но творческая деятельность Избасара Шыртановича не ограничивается и этим. Он ещё и собиратель крылатых высказываний мангыстауских мудрецов. В Академии Наук республики уже лежит его сборник "Шешендік сөздер". Он также собрал известные произведения мангыстауских акынов Абыла, Айтуғана, Құлнияза, Қатағана, Насихата, Елбая, Ербақы, Аралбая, Тумена. Сейчас они изучаются в Академии наук республики. Некоторые из этих произведений в 1987 году были включены в сборник, выпущенный издательством "Ғылым", под названием "Казахская поэзия в начале XIX века" и в сборник Қатағана, вышедший в свет в 1991 году "Топан".

Да, И. Шыртанов действительно служит народу, неутомимо борется за сохранение духовного богатства, неустанно его пропагандирует, учит молодых, любить и исполнять произведения народных композиторов. Широко известные в республике самодеятельные артисты Амандық Көмеков и Жеткізген Сейітов являются его учениками, это он научил их исполнять произведения Жеті қайқы. Вот почему Избасара Шыртановича и в Бейнеу, и в Шетпе, и в Ералиеве, и в Узене, словом, везде встречают с распростертыми объятиями, приглашают в школы и училища. Он хорошо знает историю нашего края, молодёжь, аксакалов. Без этого он не смог бы сделать всего того, о чем мы уже рассказали.

Недавно Избасар Шыртанович и его неразлучный друг Сержан Ыскакович Шакратов побывали в Акшукыре. Им повезло и на этот раз — вернулись они с "добычей", нашёлся ещё один кюй Есира "Тоқсанбайдың топжардысы"...

Избасар Шыртанович со своей женой Тураш апа вырастили пятерых детей. Старшая Салима, после института культуры работает в библиотеке. Маншук — бухгалтер. Марат — строитель, Жанар заканчивает школу, а старший сын Бакытжан только вернулся из Армии.

Год назад И.Шыртанов был избран председателем областной организации общества "Қазақ тілі". Поручая ему эту ответственную работу, товарищи учитывали его большой авторитет среди мангыстауцев. Уверена, что и эту миссию он выполнит на уровне. Но это уже другая тема.

1991 год. ("Местное время")


Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз