Отец назвал её Розой. Он тогда мечтал не только о том, чтобы дочь его расцвела как этот красивый, всеми любимый цветок. В первую очередь он хотел, чтобы она сроднилась с искусством так, как навсегда сроднилась с песней другая Роза Багланова. Надеяться на это у него были все основания. Земляки давно признали в нем человека одарённого, искусного домбриста, импровизатора. Правда, дальше своего Тұщыбека Тайман никогда не уезжал, так всю жизнь возился со своей метеостанцией. А вот дочка — другое дело! Конечно, он всех своих десятерых детей учил играть на домбре, но особым старанием отличалась только старшая. Очень уж хотелось Розе научиться извлекать звуки из этих тонких, трепетных струн, как свободная минута — так сразу же за домбру. Отец, заметив такую страсть у девочки, обрадовался, начались уроки до поздней ночи. И вот первые мелодии с колыбели знакомых песен — "Нуржамал", "Тау ішінде". Уже во втором классе Роза играет в детском оркестре народных инструментов.
— Я до сих пор помню эти годы, — рассказывает Роза Таймановна. Они меня на всю жизнь связали с домброй. Руководителем нашего детского оркестра был Орын Кулсариев, ныне Заслуженный работник культуры республики. В то время и мой отец Тайман Айдарбаев был незаменимым участником всех концертов. Они учили нас не только играть, но главное - любить музыку. А на сцене я стала самостоятельно выступать с третьего класса. Помню даже своё первое сольное выступление — это был кюй Кабибуллы Тастанова.
В посёлке Тұщыбек была только четырехлетняя школа, поэтому продолжать учёбу Розе пришлось в Шетпе. Но и здесь она не расставалась с домброй, которая снилась даже ночами. Чувствовала, как не хватает ей знаний, приставала к взрослым с просьбой купить пластинки, по которым можно было бы разучивать новые мелодии. Тихая одержимость дочери отцу была понятна, и потому он сразу же согласился, когда Роза решила поступать в Гурьевское музыкальное училище. Класс Гизата Алипкалиева девушка закончила с отличием в 1974 и в том же году она студентка — Алматинской консерватории.
Начался новый незабываемый этап в жизни. Талант Розы Айдарбаевой в консерватории заметили сразу. Девушку стали приглашать выступать в составе оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы. Уже через год юная исполнительница вместе с оркестром едет в Италию на Международный фестиваль. Вернулись на Родину лауреатом. В этом успехе прославленного оркестра была и её доля.
Бывшей студентке, с отличием закончившей консерваторию, в 1979 году предложили стать преподавателем. Первые ученики, робко входящие в её класс... И всегда рядом её собственный наставник Кубыш Мухитов, воспитавший знаменитых домбристов республики — Бақыт Қарабалину, Қаршығу Ахмедьярова, Шамиля Абилтаева. Как мечтала она о таких же учениках! Да, это были годы радости и духовного роста. Уча других, Роза многому научилась и сама. Поклонники народной музыки её признали и полюбили. А разве это не счастье оправдать надежды всех тех, кто так в тебя верил — отца, учителей, друзей?! В её руках древний инструмент пел, дарил радость всем, кто её слушал на родине или за тысячи километров от дома. За эти годы Роза стала матерью двух сыновей — Ерболата и Нурболата. В жизни не всегда складывается все так, как мы хотим, она вмешивается в наши планы, вносит свои коррективы. Роза оставила работу преподавателя столичного вуза, рассталась с друзьями и вернулась в Мангыстау. И говорю об этом с сожалением, потому что там у Розы аудитория была неизмеримо шире и, наверное, возможности роста больше. Но говорю об этом и с радостью, наши, мангышлакские поклонники искусства обрели талантливую артистку. Роза сумела свои личные огорчения переплавить в радость для других. Устроившись преподавателем в Ералиевскую музыкальную школу, она всей душой отдалась работе, взялась за организацию детского оркестра в посёлке и, конечно же, организовала. Немало труда вложила в организацию и становление замечательного фольклорного ансамбля "Маңғыстау маржандары". Своим успехом этот ансамбль обязан и его концертмейстеру Розе Айдарбаевой. Этому ансамблю горячо жители Алжира, где наши земляки представляли искусство Казахстана на фестивале. Счастливая стояла тогда Роза, прижимая к себе как младенца свою домбру, свой длинношеий инструмент, наполнявший её неописуемой гордостью. Ради таких мгновений стоит жить на свете!
Вот уже несколько лет Роза Айдарбаева преподаёт в музыкальной школе областного центра. Дело не в том, что в городе удобней жить, и ближе к родственникам. Просто в Ералиево много любителей народной музыки, немало хороших исполнителей, а вот в областном центре явно не хватало хорошего преподавателя музыкальной школы. Поэтому Роза приняла приглашение, активно включалась в музыкальную жизнь города. Ведь она не только педагог и неутомимый пропагандист народной музыки и по прежнему блестящий исполнитель произведений Есира, Кулшара, Есбая, Курмангазы, Даулеткерея.
Как-то в интервью наш знаменитый домбрист Сержан Шакратов говорил о том, что многие народные композиторы — мангыстаусцы еще не заняли достойного места в ряду знаменитых композиторов Казахстана. Их произведения как будто собираются, записываются многочисленными экспедициями, но они так и остаются в пыльных папках. Такое положение беспокоит и Розу. Потому с таким энтузиазмом она подключилась к работе Шакратова и Шыртанова, пропагандистов музыкального наследия, импровизаторов Мангыстау. Ее работа не только в частом исполнении кюев перед многолюдной аудиторией.
В 1987 году Роза с помощью областного Дома творчества и научно-методического центра выпустила сборник мангыстауских кюев. Знатоки очень хорошо отозвались о нем. Ведь переложить на ноты мелодию, которую многие знают лишь на слух, учесть при этом все особенности, не растерять своеобразие и богатые оттенки этой мелодии — дело далеко не простое. Этот сборник очень поможет многочисленным самодеятельным коллективам. А в этом году в Алматы записаны на пластинку 26 кюев, с которой познакомятся все ценители народной музыки в республике.
Особое место в репертуаре Розы Айдарбаевой занимает кюй "Сағыныш" ("Тоска") Таймана Айдарбаева. Эта мелодия, полная грустного чувства, всегда волнует её. Может быть, потому, что причиной её написания была она сама — отец написал кюй в тот год, когда Роза впервые покинула родительский дом. А может быть, потому, что мелодия это пробуждение тоску по далёкому детству, по родному краю, где она провела самые беззаботные годы. Роза и сама написала два кюя, и очень ей хочется, чтобы они были также дороги её сыновьям. Я слушала эту мелодию и тогда же подумала: "Не умрут ваши мелодии, Айдарбаевы. В них звучат настоящие чувства!"
...Каникулы закончились. Роза Таймановна направилась в музыкальную школу, думая о том, что опять начинаются беспокойные дни. И радуется этому. Ведь она очень нужна своим ученикам, своим зрителям, своим детям...
1990 год.
("Огни Мангышлака")
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі