Өлең, жыр, ақындар

КазНУ. Предмет Коммуникации в сфере образования. Интернет как современная форма коммуникации

Курбанбай А.

В последние годы общение в форме виртуальной коммуникации все чаще входит в нашу жизнь и заменяет реальную коммуникацию, формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов отношений. Общение перестает быть привязанным к местоположению собеседников, происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации. При этом интернет-технологии делают коммуникацию трансграничной. В условиях вир­туального общения формируются группы, члены которых обладают схожими ценностями и идеалами; они выражают собственные интересы и готовы их отстаивать.

Официально рождение Интернета было провозглашено в 1969 г., более 40 лет тому назад. За этот промежуток времени информационные технологии быстро развалились, и влияние Интернета на ход цивилизационных процессов оказалось очень мощным.

Больше всего создание Интернета повлияло на коммуникацию. Общение в виртуальной среде происходит с помощью своеобразного дискур­са, сформировавшегося в компьютерных сетях, опирается на свои нормы, запреты, эмоциональную ат­мосферу[3].

Интернет-технологии общения. Благодаря появлению новой технологии Веб 2.0 возникла возможность создавать сайты с более сложной структурой, где пользователи могут регистрироваться, наполнять страницы контентом, проверять информацию. Такая структура создания веб-страниц послужила причиной возникновения социальных сетей.

У каждого зарегистрированного пользователя социальной сети есть личное пространство, в котором он может делиться фото-, видео- и аудиоматериалами. Так, 29 декабря 2016 года социальная сеть анонсировала новую функцию, называемую «Истории», - короткий рассказ в виде фотографии или видео о том, что происходит с пользователем в режиме реального времени. С появлением интернет-технологий общения людям стало проще «объединяться в группы по интересам, совместно публично обсуждать интересующие их вопросы и принимать коллективные решения»[2]. Но главным, базовым процессом остается коммуникация между индивидами.

Общение в сети происходит в условиях массовой коммуникации и имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни. Особенно прочно Интернет занял лидирующие позиции в структуре виртуального общения современной молодежи. Сегодня невозможно представить студенческую аудиторию без нетбуков, мобильных телефонов и прочих устройств, позволяющих в любом месте быть в сети. С развитием интернет-коммуникации и социальных сетей, у молодежи значительно увеличилось количество друзей и частота дружеских практик, независимо от их местоположения и языка, активное общение идет в англоязычных социальных сетях (Facebook, Twitter, MySpace и др.), создаются персональные блоги, проводятся вебинары. Подобные формы общения позволяют чрезвычайно быстро решать «горячие» вопросы и поэтому становятся все более популярными.

Интернет-коммуникации – это такие методы общения, при которых передача информации происходит по каналам Интернет с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации в различной форме – голос, видео, документы, мгновенные сообщения, файлы.

Интернет-коммуникация имеет ряд характерных особенностей как положительных, так и отрицательных. К положительным можно отнести возможность единовременного общения большого числа людей из разных частей света, относящихся к разным культурам; к отрицательным – потерю значения невербальных средств, снижение эмоционального компонента и психологического риска в процессе общения, анонимность. Физическое отсутствие участников коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые в данный момент человек не испытывает. Вследствие анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения: аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения.

Виды интернет-коммуникации. Интернет-коммуникация – это, прежде всего, поток внимания и поведения активной аудитории пользователей. Ученые выделяют несколько наиболее распространенных типов коммуникации [6]. К их числу относят:

1. Человек – компьютер: позволяет получать информацию независимо от физического расположения источника информации, посылать и сохранять информацию на этом компьютере. Интернет выступает своеобразным депозитарием информации. В качестве приемника и передатчика информации может выступать планшет или смартфон.

2. Человек – человек: пользователь может вступать в коммуникацию с любым другим пользователем и осуществлять все виды передачи информации: с помощью текста (электронная почта), голоса (интернет-телефония) и изображения (видеотелефон, конференция или вещание в Сети).

3. Один человек – много людей: традиционный тип массовой коммуникации, информация посылается большому числу людей одновременно. Интернет глобализирует и удешевляет этот тип коммуникации. В качестве депозитария информации Интернет вводит «пригласительный» аспект, т.е. позволяет создавать архивы, которые могут быть использованы при желании огромным количеством людей.

4. Много людей – один человек: позволяет собирать информацию от многих людей и систематизировать ее.

5. Много людей – много людей: одновременное общение огромного количества людей по всему миру.

Эффект мобилизации общества. Именно благодаря Интернету коммуникация вида «один человек – много людей» стала популярной и часто используемой. В Сети появилась возможность отправить сообщение не конкретному адресату, а сразу группе людей, используя блоги, социальные сети и видеохостинги.

Некоторые исследователи утверждают, что именно информационные технологии, Интернет и социальные сети в частности, стали одним из ключевых мобилизационных ресурсов событий «Арабской весны» 2010-2011гг. Сначала волна протестных движений захлестнула Тунис, где использовались как традиционные ресурсы мобилизации общества, так и социальные медиа. В результате революционных настроений в обществе свою власть утратил президент Туниса Зин эль-Абидина Бен Али. Затем волнения перекинулись на Египет: «на улицы вместе с беднотой вышел местный средний класс – образованные молодые люди, имеющие доступ к Интернету. Глобальная сеть стала средством мобилизации демонстрантов и организации протестных волнений. Тем самым проявилась тенденция возникновения своего рода оппозиционной солидарности у молодого поколения пользователей социальных сетей по всему миру»[1].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ефремова А.А. ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МОБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1. ;
  2. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16861 (дата обращения: 19.12.2021).

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз