Өлең, жыр, ақындар

Пусть планета станет всеобщим мирным домом

Выступление на заседании комиссии

«А» Женевского совещания СБСЕ по национальным меньшинствам КЕКИЛЬБАЕВА А. К. — председателя Комитета Верховного Совета Казахской ССР по национальной политике, развитию языка и культуры

Уважаемый господин Председатель! Благодарю за предоставленную возможность.

Дамы и господа!

Я в составе делегации СССР представляю Казахстан, Республику, расположенную на стыке двух материков — Европы и Азии. И у нас говорят, что в мире нет горы, какой бы высокой она ни была, чтобы защитила от всех ветров, что нет реки, какой бы глубокой и полноводной она ни была, чтобы надежно преградила путь всем врагам, что поэтому следует рассчитывать во всем только на людское взаимопонимание, ибо мало кто не хотел бы жить в мире и согласии с другими.

И глубоко закономерно то, что мы на такой разговор собрались именно здесь, в сердце Европы, где в разные времена разрабатывались самые, разные гуманистические концепции гармонизации мирового порядка.

И здесь, как нигде, легче нам осознавать, что никакой континент сам по себе не может стать всеобщим мирным домом для своего населения, если таковым не станет вся наша планета.

Поэтому и оправдан основной дух Парижской хартии и Копенгагенского документа, проникнутых идеей не предъявлять друг другу счета за прошлое, а предложить друг другу руки во имя будущего, искать и находить наиболее эффективные стандарты гармонизации меж-этнических отношений.

Все мы быстрее достигли бы этого, если бы исходили из того, что не только благородство побуждений, но и трезвость и соразмерность предпринимаемых шагов с реальными возможностями смягчают, а не усугубляют не всегда легкоквалифицируемые коллизии в этой деликатной сфере. Там, где впадают в политический максимализм, не считаясь с этим, неслыханно обостряются и без того драматизированные взаимоотношения, а где проявляется политический реализм, там еще сохраняется возможность сбалансирования интересов сторон, исторический шанс не скоропалительно, а постепенно, вместе с тем наиболее полно и в большем соответствии и тенденциями мирового развития, решать проблемы национального развития и самоутверждения. И тут трудно найти более эффективные методы, кроме взаимного уважения и сотрудничества в решении насущных проблем. Для этого прежде всего необходимо объективно подходить к историческому фактору, и фактору сложившейся реальности. На этой основе не противопоставлять, а сочетать неотъемлемые права и свободы человека со столь же неотъемлемым правом на-родов на самоопределение, недопущение дискриминации любого меньшинства с недопущением дискримина ции любого меньшинства с недопущением посягательства на исторически сложившийся суверенитет и территориальную целостность любого государственного образования.

И тут я не могу не сослаться на, возможно, не совсем бесспорный во всем, но заслуживающий внимание своей проблематикой, конкретный опыт Казахстана.

Казахстан — это 17 миллионов мужчин и женщин, представляющих почти все 130 народов Советского Союза. Из них казахи составляют около 40%, русские — около 38%, немцы — около 6%, украинцы — 5 с лишним %, узбеки — 2%, татары — 2%, уйгуры — 1%, белорусы — 1%, корейцы — 0,6%. Остальные меньшинства исчисляются от десятков тысяч до сотен людей.

Таковым Казахстан стал не в один день и далеко не самопроизвольно. В XVIII в. Из за двухвековой неравной борьбы с цинскоджунгарским экспансионизмом, Казахстан прибегнул к протекции России. До 1846 г. Россией была признана легитимность государственности казахов. Только после ликвидации последних атрибутов казахской государственности в лице ханской власти, народного собрания, ханского совета, с 60-х годов прошлого века началось военное укрепление пограничных полос. Таким образом, в конце прошлого века лишь каждый 10-й житель края был не местным. Основной поток миграции населения в Казахстан приходится на первую четверть нынешнего века. И в 1924 году, когда окончательно была восстановлена здесь государственность в лице Казахской ССР, входившей в состав СССР, 61,34% ее населения составляли казахи. Дальше этот показатель в результате произвола сталинизма, массовой эвакуации в годы войны, нерегулированного миграционного потока, вызванного волюнтаристским подходом к освоению бывших окраин упал до 34-35%. Только в последние десятилетия этот показатель вновь увеличился за счет естественного прироста.

Несоблюдение разумной демографической пропорции в политико-экономическом обустройстве республики отрицательно сказывалось на этническом самочувствии и коренного, и не коренных народов. По данным социологических исследований, считают родным свой язык 54,9% дунган, 54,4% немцев, 51,7% корейцев, 36,6% украинцев, 34,5% белорусов, 12,2% поляков, обитающих в Казахстане. 37% самих казахов слабо владеют своим языком. Такие досадные перекосы охватили не только духовную сферу. Распределительная экономика, абсолютизировавшая ведомственные интересы, мешали рациональному использованию наряду с природными ресурсами и местных трудовых ресурсов. Несмотря на интенсивную индустриализацию края, 70% коренного населения заняты малопродуктивным и малоквалифицированным аграрным производством.

Серьезность допущенного в прошлом дисбаланса обязывает строго придерживаться принципа наибольшей сбалансированности интересов во всем, государственно-правовой, социально-экономической рационализации взаимоотношений в пользу всех стран. Это ныне больше всего и заботит наше правительство. При этом оно исходит из того, что на данном этапе опережение экономической реформации способствует поддержаниго стабильности в обществе. Нашим Парламентом принят целый пакет законов, связанных с разгосударствлением и плюрализацией собственности, переходом на режим либерализированной экономики, стимулирующей предпринимательскую инициативу населения, межгосударственное и межрегиональное сотрудничество. Приоритет дается тому сотрудничеству, которое способствует универсализации экономики, ее технологическому и финансовому обеспечению, обработке сырья на месте и ускорению вовлечения в квалифицированный труд и предпринимательство местных трудовых ресурсов.

В целях поддержания предпринимательства населения часть приватизированного имущества раздается без денежного возмещения всем, независимо от этнической принадлежности. Этим, на наш взгляд, можно сократить различие стартовых возможностей людей при переходе на рыночные отношения и смягчить эффект нежелательного, при подобных обстоятельствах, феномена, названного Ф. Ницше не иначе как геззепіітепі — «завистливое озлобление». Думается, чем быстрее люди найдут и будут заниматься своим делом, тем быстрее пойдет демократизация и ликвидация допущенных в прошлом диспропорций и в межэтнических отношениях.

Без все стороне взвешенного экономического закрепления своего суверенитета республике не легко будет на деле гарантировать равноправие этнических групп, которые, фактически и сегодня не испытывают никаких этнических, религиозных, лингвистических, и иных притеснений с чьей бы то ни было стороны. Что касается казахского народа, чьим именем названа республика, то сам он не меньше других, как я сказал, испытывает трудности.

Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, принятая Верховным Советом 25 октября 1990 года, определила, что граждане республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенности и источником государственной власти в Казахской ССР.

Этим документом всем гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные национальным законодательством и международным правом, безотносительно к их национальной принадлежности.

Отрегулировано и языкопользование. Казахский язык объявлен государственным языком. Наиболее распространенный русский язык — языком межнационального общения. Представителям всех остальных народов предоставлено право свободного пользования своим родным языком. В местных органах управления наиболее полно представлены национальные меньшинства, в республиканских органах — болынинство этих групп.

«Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР», — записано в Декларации о суверенитете Казахстана.

Во исполнение этого разработаны и разрабатываются долгосрочные программы по всем проблемам. Если раньше обучение производилось только на 4 языках, то ныне на 15 языках, книги издаются на 5 языках, на стольких же языках ведется радио и телевещание, издаются республиканские газеты и журналы. На многих языках печатаются местные газеты и ведутся местные радиотелепередачи. Создаются национальные культурные центры. Имеются десятки профессиональных национальных театров, и художественных коллективов национальных меньшинств. Успешно функционирует свыше 800 самодеятельных ансамблей, пропагандирующих фольклор этнических меньшинств Казахстана. Регулярно проводятся фестивали фольклорного искусства народов Казахстана. Только в этом году проведены в Алма-Ате фестиваль искусств немцев, корейцев, уйгуров, украинцев Казахстана с приглашением гостей из Германии, Кореи, Китая, Украины. Большой импульс к изучению и пропаганде многонационального фольклора республики дает проводимый в эти дни во всей республике казахстано-американский практикум по народному творчеству. Заметным событием в преодолении искусственного ограничения изучения истории и культуры народов Казахстана, рамками блоковой идеологии явились международные мероприятия с участием экспедиции ЮНЕСКО, проведенные на казахстанских трассах древнего «Шелкового пути», обмен декадами литературы и искусства Казахстана в Турции, Турции в Казахстане, дни культуры родственных народов Китая и Казахстана в Алма-Ате.

В решении проблем национальных меньшинств вступаем в контакты со всеми союзными республиками, зарубежными государствами, чьи диаспоры имеются в Казахстане.

Но во всем этом пока преобладает эпизодический энтузиазм, а не всесторонне обдуманная система. В данном вопросе как ни в каком другом оправдана координация усилий всего мирового сообщества.

Думаю, это вполне по плечу таким авторитетным международным организациям как ООН, ЮНЕСКО, СБСЕ, Совет Европы, МОТ. В этом плане многое проясняет и вносит свой определенный вклад наша нынешняя встреча.

Благодарю за внимание.

июнь 1991 г.


Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз