Өлең, жыр, ақындар

Слова назидания Абая

Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: Религиоведения и культурологии
Куратор: Каупенбаева Самал Мухаметкалиевна
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна
Студент: Баймерден Темиран Ерланович

История казахской культуры

Абай Кунанбаев – великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры. Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.

Одна из его главных работ «45 слов назидания» состоит из 45 кратких притч и философских трактатов. В этой поэме поднимаются проблемы национального воспитания и мировоззрения, морали и права, истории казахов. Слова Абая, сказанные почти полтора века назад, остаются актуальными и сегодня. Глубокие переживания за духовное будущее своего народа, стремление поднять его культуру описываются в философском труде, известном далеко за пределами Казахстана. Человеческая мысль не имеет границ, философия Абая достойна особого внимания. Возникает вопрос, как 45 слов назидания Абая повлияла на культуру не только Казахстана, но и на культуру в целом? Начав изучать философское наследие Абая, понимаешь сколь велико влияние слов назидания на духовное развитие человека и культуры.

Один из крупнейших казахских мыслителей конца XIX начала XX века, внёсший неоценимый вклад в развитие казахской духовности, Абай, верил в человека, в его разум и сердце, и прежде всего, в доброту и душевность. Возвеличивая разум, он сформулировал новые ценностные ориентиры для молодёжи, наполненные новым пониманием смысла и ценности жизни, человеческого счастья. Главными ориентирами были гуманность, сострадание, дружба, любовь. Абай считал, что в жизни необходимо руководствоваться добродетельным началом. В наше противоречивое время особенно актуальны мысли Абая. Он с болью говорит о моральных недостатках людей, об их пороках, особо выделяя невежество, леность, злодеяние. «Существуют три вещи, пишет Абай, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать. Это: невежество, то есть отсутствие знаний, без которых ничего нельзя добиться; отсутствие знаний равняет человека со скотом. Леность – злейший враг искусства: бесталанность, безволие, бесстыдство, бедность – порождение лени. Злодеяние – враг человечества; причиняя зло другим, человек отделяется от людей, уподобляясь дикому зверю».

Слова назидания Абая повлияли на культуру воспитания казахского народа, культуру поведения, переосмыслил этические ценности. К примеру во втором слове, говорится о том, как казахи смеются над узбеками, татарами, русскими, говоря о их трусости, глупости, лицемерии, таким образом прославляя казахов. Но по итогу понимает, что, не смотря на все выше сказанное, эти народы во многом превосходят казахов. Этой притчей Абай показал, как отрицательна гордыня, показал, что хвастовство – это отрицательная черта.

В настоящее время трудно представить казахское культурное пространство без "Слов назидания" Абая Кунанбаева, без влияния которое эта работа оказала на культуру Казахстана. Да, именно через это произведение великий поэт как бы реанимирует литературный жанр эссеистики, который был весьма значимым явлением в восточной литературе. Продолжая эти общие традиции, он в прозаической форме фактически заложил новый формат изложения этико-философских мыслей. С высоты сегодняшнего дня мы с пониманием их важности можем утверждать, что наследие Абая Кунанбаева является "социально-этическим кодексом казахов", фактически нравственным комплексом образа жизни народа. Очень примечательно, что исследователи творчества Абая Кунанбаева, в том числе и зарубежные, наиболее часто подчеркивают именно эту роль поэта для современного общества. Также кроме интеграции в жизнь казахов письменной формы произведений наследие Абая обогатило ее чертами, характерными для мировой литературы. Так, именно через творчество великого поэта в духовный мир казахов вошли большие литературные формы, и в первую очередь поэмы и характерные для мировой классической поэзии стихотворные переводы.

По сути, мы можем утверждать, что через Абая Кунанбаева произошла идентификация и институционализация статуса поэта, писателя, композитора. Образ великого мыслителя послужил толчком к появлению шедевров национального искусства и культуры. В литературе это классический роман Мухтара Ауезова "Путь Абая", монументальном искусстве - памятник поэту в Алматы, в театральном искусстве - опера "Абай", киноискусстве - художественный фильм "Абай".


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Жазбаға пікір жазуға рұқсат жоқ.


Қарап көріңіз

Пікірлер