Өлең, жыр, ақындар

История начальной стадий кинематографии

Кино — это уникальная художественная среда, которая меняется в зависимости от того, когда, где и с кем вы смотрите фильм. Кино стало искусством не сразу. Сначала оно было лишь технической новинкой, средством заработка и развлечением для самой непритязательной публики, сродни площадному театру или балагану.

Предков у кинематографа множество. Например, laterna magica (или волшебный фонарь), по легенде, появившийся еще в Средние века, а на самом деле изобретенный в конце XVII столетия великим голландским ученым Христианом Гюйгенсом. Аппарат этот был устроен просто. Внутри его горела свеча. Свет от пламени выходил наружу через отверстие, снабженное объективом, и падал на стену. Между свечой и объективом помещались стеклянные пластины с нанесенными на них изображениями. Проходя сквозь пластины, свет переносил картинки на поверхность стены, отчего они выглядели как раскрашенные тени, застывшие в световом круге.

В конце XIX века изобретатель и художник Эмиль Рейно создаст на базе волшебного фонаря куда более удобную приспособление. В частности, он заменит стеклянные пластины на желатиновые и соединит их друг с другом так, чтобы они образовывали ленту (наподобие кинопленки). Каждую из пластин Рейно будет собственноручно покрывать изображениями.               

Почетный титул «дедушки кинематографа», принадлежит англичанину Эдварду Майбриджу. Титул достался ему при следующих обстоятельствах:

• Как гласит легенда, в 1878 году Майбриджа - к тому времени уже известного своими экспериментами в области фотографии — пригласили разрешить спор трех богатых американцев. Один из них — коннозаводчик — пытался доказать своим приятелям, что во время езды галопом лошадь хоть на мгновение, но отрывает от земли все четыре ноги. Приятели с таким утверждением согласиться отказывались и предложили держать пари. На кон были поставлены немалые деньги. Чтобы рассудить, на чьей стороне правда, решили прибегнуть к помощи фототехники. Именно тогда на сцене появился Майбридж. Изучая особенности лошадиного аллюра, экспериментатор впервые в истории смог заснять (сфотографировать) движение. Для этого он расставил вдоль трека, по которому предстояло скакать лошади, 12 фотоаппаратов. В результате у него на руках оказались снимки, запечатлевшие различные фазы бега лошади. Но некоторых снимках было видно,что ноги животного иногда действительно не касаются земли! Коннозаводчик выиграл деньги...  

Отталкиваясь от открытий Майбриджа, ученый из Франции Этьен- Жюль Маре  изобрел фоторужье, позволявшее снимать движущееся объекты со скоростью 12 кадров в секунду Позже Маре разработал на основе фоторужья хронофотограф, первый вариант которого, по словам историка кино Жоржа Садуля. напоминал пляжную кабинку на колесах, а вот второй по виду уже был близок к кинокамере.

• Одновременно с Маре один из первых киносъемочных аппаратов разработал Луи Лепренс.  С помощью своего изобретения Лепренс снял три коротеньких фильма (первый о их числе - «Сцена в саду Раундхэй», 1888 г.) Возможно, именно Лепренс мог войти в историю как «отец кино», однако триумфу помешало его таинственное исчезновение Изобретатель пропал без вести во время поездки из Дижона в Париж. До сих пор никто не знает, что с ним приключилось Версии выдвигаются самые разные — похищение, убийство, самоубийство и т. д. Некоторые считают, что Лепренса устранил его могущественный конкурент — Томас Эдисон. Оснований для обвинение нет никаких, кроме того что Эдисон тоже занималсв созданием съемочного аппарата.

• В отличие от Лепренса. Эдисон работал не в одиночку, а при участим сотрудников своей обширной лаборатории Ключевую роль в этой сложной и кропотливой работе исполнил талантливый помощник мастера - Уильям Диксон. При его непосредственном участии были собраны и опробованы два устройства — кинетограф и кинетоскоп.

Кинетограф — ближайший предок камеры. В 1891 году с его помощью был снят трехсекундный фильм «Приветствие Диксона», в котором Уильям Диксон на мгновение появляется в кадре, держа в руке шляпу-канотье. Посмотреть ролик на большом экране в то время не представлялось возможным. Этот и другие фильмы Эдисона демон-стрировались публике в индивидуальном порядке — посредством кинетоскопа. Данный аппарат пред-ставлял собой некое подобие высокой тумбы с приделанным к ней окуляром. В корпусе кинетоскопа располагалась пленка. Сквозь окуляр можно было заглянуть внутрь устройства и, таким образом, стать единственным зрителем фильма.  Эдисон был чрезвычайно предприимчивым человек Он тут же принялся распространять кинетограф и кинетоскоп по всему миру (естественно — на коммерческой основе). Диксон тем временем проводил все новые технические и творческие эксперименты. Например, создал первый звуковой фильм, в наши  дни известный под названием «Экспериментальный звуковой фильм Диксона» (1894 или 1895 г.). Звук для него записывался (и позже воспроизводился) при помощи другого изобретения Эдисона — фонографа. Несколько позже был выпущен первый цветной фильм — «Танец Лои Фуллер» (1895 г.). Правда, цветным его можно назвать с некоторой натяжкой. Фильм снят на черно-белую пленку и лишь затем раскрашен вручную

Несмотря на бурную деятельность и крупные успехи Эдисона и Диксона, сегодня этих пионеров кино периодически оставляют за бортом истории. В соответствии с традицией «изобретение кино» приписывается братьям Люмьер.  

Каждый из них был талантлив по-своему. Старший — Огюст — выступал как бизнесмен и администратор. В то время как именно младшему – Луи – мы объязаны появлением синематографа и созданием ряда классических лент, лежащих у истоков нового искусства.  В отличие от аппаратов Эдисона, синематограф братьев Люмьер был универсален, как мультиварка Вооружившись им. можно было снимать, печатать и показывать фильмы. В дополнение к этому синематограф был легок и мобилен (он работал от ручного привода). Однако главное достоинство изобретения братьев Люмьер состояло в том, что с его помощью можно было проецировать изображение на экран, таким образом расширив аудиторию с одного человека до нескольких десятков. Это повышало доступность кино, по сути, превращая его в массовое зрелище. Вместе с тем вырастала и сила воздействия кинолент на зрителя.

• Устроенный братьями Люмьер первый публичный (и платный) кинопоказ считается днем рождения кино. Мероприятие состоялось в Париже 28 декабря 1895 года Роль кинотеатра тогда исполнил один из залов «Гранд кафе», что располагалось на бульваре Капуцинок.

Братья Люмьер считаются изобретателями кино, потому что создали синематограф, который мог как снимать, так и проецировать фильмы на экран, что позволило устраивать массовые показы. В 1895 году они провели первый публичный сеанс, сделав кино доступным для широкой аудитории. В отличие от их устройства, изобретение Эдисона — кинетоскоп — предназначалось только для индивидуального просмотра и не подходило для показа на больших экранах.

• Во время сеанса Люмьеры представили десять фильмов, каждый из которых длился не более минуты. Вопреки распространенному заблуждению самый известный фильм братьев - «Прибытие поезда» - не только не был первым в очереди, но и вовсе не вошел о десятку. Поэтому звание «первого фильма в истории» носит куда менее известная и уже изрядно подзабытая лента «Выход рабочих с фабрики». В первой десятке оказался еще один важный для дальнейшего развития киноискусства фильм - «Политый поливальщик» В отличие от других лент, «Поливальщик» не является хроникой или документальной зарисовкой. Он носит целиком постановочный характер, а значит, его можно считать чуть ли не первым игровым фильмом - и  первой кинокомедией. Именно для этого популярного в то время фильма впервые был изготовлен постер (1896 г.). Его автором стал художник Марселин Озоль.

Братья Люмьер не думали, что их изобретение сможет надолго приковать к себе внимание публики. Как и любая техническая новинка, не приносящая практической пользы, кино, по их мнению должно было скоро выйти из моды. Тем не менее мода с тех давных пор менялась уже неоднократно, а кино по-прежнему с нами.

Әл-Фараби атындағы Қазақ Ұлттық Университеті
Философия және саясаттану факультеті “Дінтану және
Мәдениеттану” кафедрасы “Мәдениеттану” мамандығының                  
4-курс студенті Арнұрқызы Гүлнұрдың
Кудерина Айжан Нурхамитовнаның жетекшілігімен жазған мақаласы


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар