Өлең, жыр, ақындар

Сопоставление казахской традиционно-номадической культуры с современной, изменяющаяся в условиях глобализации и турбулентных изменений

Культурология, 2 курс Уразаев Р.Р.
Научный руководитель: старший преподаватель Кудерина А.Н.
Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Аннотация.

Предложенная автором статья исследует проблему сопоставления казахской традиционно-номадической культуры с современной, изменяющаяся в условиях глобализации и турбулентных изменений конца 20 – начала 21 веков. Казахская культура, по своей сути, относится к разряду номадической, в силу того, что истоком формирования и становления послужил кочевой образ жизни, заключающийся в выращивании крупнорогатого скота и интенсивной миграции. В статье предложены и аргументированы основные аспекты, мешающие придерживаться следующей концепции: «Традиционно-номадическая культура казахов как основа для формирования ныне существующей культуры». Исходя из концепции, которой придерживается автор, можно определить, что центральной проблемой данной статьи является сложность сопоставления номадической культуры казахов с современной, по причине ее ассимиляции и гомогенизации на пути развития казахской культуры в разные хронологические рамки и этапы. В заключении представлен принцип, положительно сказывающийся на предотвращении формирующихся подобного типажа проблем.

Ключевые слова: номадизм, культура, верование, современность и глобализация.

Казахская культура берет свое начало вместе с образованием Казахского ханства в 15 веке, а если конкретизировать, то в 1465 году, когда султаны Керей и Жанибек, откочевав от хана Абулхаира из-за недовольства его внутренней политикой и междоусобицами, царившие в государстве «шайбанидов», отправляются на юго-восточную часть современного Казахстана, где благополучно создают суверенное и независимое ханство, с собственной ставкой в местности Козыбасы. Вместе с историческим процессом образования Казахского ханства, лишь в 15 веке появляется этноним под словом «казах», в дословном переводе означающий «свободный» и «вольный». Следовательно, можно предположить, что лишь после появления этнонима «казах» в историческом контексте, свое формирование, соответственно, берет и культура. Сущность казахской культуры заключается и обосновывается тем, что свои предпосылки и зачатки для появления и становления в целом, она берет в эпоху раннего железа, которая датируется в период с 8-3 века до нашей эры, когда земли современного Казахстана населяли первые объединенные кочевые племена, именовавшиеся «саками».

Саки. В 8-3 века до нашей эры, просторные земли современного Казахстана, в частности южные регионы, населяли носители номадической культуры, первое централизованное племя, имеющее государственную форму правления и социальную стратификацию – саки. Первые упоминая о них встречаются в трудах греческих и персидских мыслителей. Геродот, он же «отец истории», называл саков «сарматами». Ну а что касаемо персидских источников, то из истории известно, что они именовали саков следующим образом – «великие мужья», «туры на резвых конях». Особенностью сакской цивилизации является то, что по своей сути, они имели центральный аппарат управления, находящийся в руках царя, но имелся подраздел саков на разные самостоятельные племена.

1) Саки «аргиппеи», ареалом обитания которых являлась территория северо-западного Казахстана, были «обладателями белогривых коней». Геродот приводил следующие сведения, касаемо их жизни и быта: «Говорят они по-скифски, а питаются древесными плодами. Добывая древесный плод, в последующем, выжимая из него жидкость, на выходе они получают сок «асхи». В летнее время они живут под деревом, а зимой, когда наступают холода, они покрывают деревья войлочным материалом».

2) Саки «аримаспы», или же «саки, стерегущие золото», как их прозвали в историческом контексте, проживали на территории северо-восточного Казахстана, близ Алтайских гор. По своей мифологической натуре, были одноглазыми. На протяжении всей своей жизни, они направляли свои усилия на борьбу с грифонами (мифические персонажи), в целях отобрать у них золото.

3) Саки «исседоны». Их местом территориального расселения явилась территория центрального Казахстана. Саки «исседоны» являются носителями тасмолинской культуры, обнаруженная в среде их обитания. Опираясь на данную культуру, можно заметить, что они знали специфику захоронения в курганных погребениях и занимались одомашиванием лошадей. Этому свидетельствует выявление захоронения в большом курганемсамого человека, а в малом – лошади, принадлежащая хозяину. Уникальностью данной культуры, как полагают некоторые историки и археологи, является способность определения сторон света, опираясь на расположение самих курганов.

Политическое устройство саков. Как было отмечено ранее, саки были носителями культуры номадизма. В свою очередь, понятие «номадизм» принято рассматривать не только как кочевничество, разведение крупнорогатого скота и чрезмерно интенсивную и частую миграцию с одного места на другое, а как целую систему, регулирующая общественную жизнь граждан, формирующая политическую основу структуры государства и занимающаяся социальной стратификацией общества, то есть процессом разделения общества на слои, с целью, чтобы распределить обязанности представителей данного государства.

Сакское общество подразделялось по следующему принципу: царь-жрецы и общинники-скотоводы и земледельцы. Политическим режимом служила военная демократия. В обязанности царя входил контроль над деятельностью народа, ведение дипломатических переговоров и организация военных противостояний. Жрецы и общинники занимали привилегированное положение в обществе, занимаясь распространением просвященности среди простого народа, тем самым направляя их в рациональное русло. Скотоводы и земледельцы занимались сельскохозяйственной деятельностью, разводя домашний скот и культивируя сельскохозяйственные культуры.

Культура саков. Культура саков, по своему характеру, является многообразной, уникальной, фундаментальной и разносторонней. Занимаясь теоретизированием культуры саков, принято опираться на отечественный метод исследования специфики данной культуры, а если быть точнее, то опираться на курганные и археологические захоронения в материальных и духовных формах.

Иссыкский курган. Иссыкский курган является первостепенным памятником не только у саков, но и в целом, всей эпохи железа, имеющая подраздел на раннюю и позднюю, датирующаяся с 8 века до нашей эры по 5 век нашей эры. Кемаль Акишев – известный археолог, в 1969 году, возглавив экспедицию под своим же руководством, исследовал Иссыкский курган. В результате археологических раскопок, был обнаружен «золотой человек», одеяние которого состояло из порядка 4500 тысяч золотых пластинок. Археологические данные показывают, что это был молодой сакский царь, возраст которого варьировался от 17 до 18 лет. Рядом был найден сакский кинжал – акинак, достигающий 40-60 см в длину. Предположительно, обнаруженный в кургане царь, относился к сакам «тиграхауда», ведь его головным убором была остроконечная шапка, в свою очередь, остроконечная шапка – это главный признак представителей данного племени. Помимо ее геометрической формы, остроконечная шапка саков символизировала связь с космосом, что подтверждает наличие теории и представлений о космогонии.

Пазырыкская культура. Еще одним памятником материального характера саков является пазырыкская культура, найденная и исследованная в восточном Казахстане, близ Алтайских гор. При исследовании данного кургана, а также проведении методов наблюдательного принципа, был обнаружен «пазырыкский ковер». Центральным элементом данного ковра является изображение грифонов и ланей, что подтверждало тот факт, что саки имели представления о мифологической системе ценностей. Проведению детального и качественного анализа данной культуры поспособствовали природно-климатические особенности и вечная мерзлота, благодаря чему и ковер сохранил свою былую форму.
Хозяйство и быт саков. Так как экономика занимается изучением хозяйственной деятельности населения, то, следовательно, разведение кочевого хозяйства послужило основой экономики саков. Саки, в приоритете, занимались разведением лошадей, быков и коров, а также овец. Необходимо подчеркнуть то, что саки использовали домашний скот не только для употребления в пищу, но и для других выгодных и целесообразных целей. Так, лошади использовались не только как средство передвижения, но и способ транспортировки и добычи «кымыза» - лошадинного молока. Быки, имея при себе значительную массу, преимущественно использовались для транспортировки вещей. Коровы, в частности, применялись для употребления в пищу и дойке. Шерсть овец применялась для шитья теплой одежды, ковров и других нужд.

Так как на территории Казахстана еще с давних времен преобладает резко-континентальный климат, логично-обоснованным является признать тот факт, что саки кочевали весьма часто. Так, в летнее время они мигрировали вместе со скотом из одной территориальной местности в другое, а зимой, преимущественно, вели оседлый образ жизни, находясь в одном месте.

Жили саки в специальных местах, именующиеся «юртой» - сооружение, которое основывалось на отдельных собирающихся элементах.
Форма верования саков и религиозная система. Так как в эпоху существования саков не было определенной господствующей религии, то они придерживались формам верования и верили в силу культа. Например, саки верили в культ огня, полагая, что он имеет очистительную силу. Помимо этого, в их сознаниях превалировал культ вождя, суть и идея которого заключись в позиции о том, что вождь – это центральная категория в системе общества, следовательно, каждый должен подчиняться ему.

Звериный стиль у саков – это не только способ транслирования художественных элементов и ячейка семиотических принципов, говорящая о том или ином культурном спектре, а целая религиозная система. Так, звериный стиль повествует идею о связи человека с космосом, а преобладающей идеологией является идеология космоцентризма, суть которой заключается в том, что в центре вселенной находится космос, а всякого рода действия происходят через призму космоса.

Проделав глубокий анализ сакской цивилизации, определив их подраздел на несколько племен, сформулировав сущность политического устройства саков, выявив характерные черты их культуры, определив основу хозяйства и быта саков, предоставив информацию о формах верования и религиозной системы саков, можно заявить, что все это послужило фундаментом для образования и обоснования сущности тюркского мира, а вместе с этим, и казахской культуры, ведь она примерила на себе облик номадической культуры.

Теперь, с данного момента, необходимым является осуществить плавный переход и рассказать об особенностях современной казахской культуры, говоря о ее динамики развития, отвечая на вопрос, имеет ли она вообще схожесть с кочевой цивилизацией и стоит ли ее приписывать к данной типологии культуры.

Если в средние века культура казахского народа полностью переняла специфику сакско-номадической культуры, дополнив религиозную систему такими формами верования, как «тотемизм», «шаманизм», «анимизм» и «фетишизм», которые стали зачатками для появления тенгрианства как религиозной формы, основанная на поклонении верховному Богу неба – Тенгри, то в эпоху нового времени культура казахского народа приобретает иной характер в последствии колониальной политики со стороны российской империи.

Культура казахов в колониальный период. В результате колониальной агрессии, культура казахского народа, передающаяся из глубинных веков, начинает восприниматься не как совокупность духовных и материальных ценностей, а лишь обычный результат человеческой деятельности. Так, закрываются казахские школы, наблюдается стагнация в развитии казахского языка, культурные деятели и алашская интеллигенция приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, причина – проявление якобы местного национализма. С тех пор, казахская культура потеряла свою уникальную смесь номадической и тюркской культур, а лишь подвержена нестабильности, гомогенизации и ассимиляции с другими культурами.

Современная культура Казахстана. Изменяющаяся интеграция обществ и экономик (глобализация), процесс интенсивного роста городов (урбанизация) и процесс поглощения одной культуры другой в силу ее нераспространения (гомогенизация) – это три ключевых фактора, из-за которых культура современного Казахстана больше не является транслируемой и уникальной.

Глобализация сопровождается тем, что на первое место выходят преобразования в политическом и экономическом секторах, тогда как статус культуры значительно падает.

Урбанизация отождествляется резким ростом городов из-за перехода к индустриальному обществу от феодального, перехода экономики от традиционной к капиталистической. Следовательно, немаловажным и одновременно главенствующим является поднятие роли урбанистической культуры, внедрение новаторских идей и смыслов, формирование современной культуры, не имеющей связи с прошлым.
Гомогенизация ассоциируется с ассимиляцией с другими культурами. В особенности, это характерно для современного Казахстана, который носит статус светского и многонационального государства. Поддержка межкультурного диалога и межкультурной коммуникации сказывается на том, что лидирующие позиции занимает та культура, которая превосходит вторую из-за ее низкой степени распространенности. Здесь необходимо упомянуть статус языка как составной части культуры. В нашем случае, языком многонационального уровня является русский язык, соответственно, носители каждой из культур и диаспор, пренебрегая своим языком, поддерживают коммуникацию на другом языке, а это ведет к потере ценностей той или иной культуры.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар