Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Баймерден Темирлан Ерланулы
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна
КОНЕЦ ИСТОРИИ – понятие, применяющееся в философии для обозначения социальной трансформации, в ходе которой происходит отказ от ряда доминировавших в данном обществе принципов. Первоначальные представления об этом понятии могут быть найдены в теологических трудах ранних христианских идеологов. Противопоставив античным идеям цикличности гипотезу направленного прогресса, они тем самым задали цель развития человечества и соответственно предел его эволюции. Как известно, еще св. Августин считал, что «земной град не будет вечным, и прежде всего потому, что его назначением является не более чем исполнение числа праведников, предназначенных к спасению». Позже Фома Аквинский указывал, что завершенным состоянием цивилизации станет особая форма государства, в котором усилия людей будут направлены на процветание всего общества в целом и на преодоление неравенства.
Гипотетическая точка развития, после которой в обществе больше не будет происходить значимых изменений, поскольку все идеологические споры будут разрешены. Согласно концепции, Ф. Фукуямы, такой точкой может выступать окончательная победа либеральной демократии и рыночной экономики во всем мире. Концепция «конца истории» имеет глубокие корни. Первоначальные представления об этом понятии относятся к трудам ранних христианских идеологов.
Современная дискуссия о «конце истории» получила начало с публикацией в 1989 году статьи «Конец истории?», а в 1992 году книги «Конец истории и последний человек» американского политолога Ф. Фукуямы. Он подчеркивал, что используемое им представление о конце истории не является оригинальным, поскольку ранее идеи о достижении некого общественно-политического идеала разрабатывались Г. Гегелем, К. Марксом и т. д.
Согласно Ф. Фукуяме, к началу 1990-х годов у либерализма не осталось политических альтернатив. В этой связи рубеж 1980-х - 1990-х годов рассматривается как «конец истории» — завершение идеологической эволюции человечества победой западного либерализма.
Это, однако, не означает завершение политических процессов в мире, поскольку либерализм победил только в сфере идей (идеологии). Тем не менее, в ситуации «конца истории» нет необходимости, чтобы либеральными были все общества. Достаточно, чтобы были забыты идеологические претензии на иные формы общественно-политической организации.
В ситуации «конца истории» конкуренцию либерализму способны составить лишь религиозный фундаментализм и национализм.
С точки зрения международных отношений ситуация «конца истории» предполагает доминирование западных либеральных идей; расширение глобального рынка, а также кратное снижение рисков начала масштабного межгосударственного конфликта. В ситуации «конца истории» система международных отношений оказывается разделена на две части: одна — принадлежит истории (прежде всего развивающиеся страны), другая — постистории (прежде всего развитые страны). Сохраняется риск этно-национальных конфликтов. На повестке дня останутся терроризм, проблематика национально-освободительных движений. Однако все это не будет касаться государств, находящихся в постисторическом состоянии.
Смысл «конца истории» сводится к завершению крупных политических конфликтов, составлявших содержание исторического процесса.
За время Холодной войны страны Запада достаточно сблизились, чтобы стать основой нового мирового социально-политического и экономического устройства. Исчезновение идеологического противника позволило распространить либеральную демократию, рыночную экономику и идеологию «прав человека» на весь мир. Ситуация постистории ведет к тому, что общество будет опираться исключительно на экономический расчет, бороться преимущественно с техническими проблемами, решать вопросы экологии и заниматься удовлетворением потребительского спроса. Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы точно воспроизводит философию глобализма в наиболее законченной, последовательной и стройной форме.
Ф. Фукуяма продолжает придерживаться своей концепции. В 2023 году он подтвердил, что мировое сообщество рано или поздно придет к «некоей версии либеральной демократии».
Оппонентом концепции «конца истории» Ф. Фукуямы выступил американский социолог и политолог С. Хантингтон, предложивший теорию «столкновения цивилизаций», согласно которой доминирующим фактором мировой политики в конце XX - начале XXI века выступает рост конкуренции и конфликтности наций и групп, принадлежащих к разным цивилизациям.
В начале 2020-х годов сформировалась идея, согласно которой «конец истории» в международных отношениях завершился. История продолжилась в привычном для нее русле мировых потрясений, борьбы за выживание, жесткой конкуренции и соперничества.
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі