Өлең, жыр, ақындар

Клайд Клакхон "Странные обычаи"

В мире полно разных народов, которым приемлемы необычные и удивительные традиции. Смысл камикадзе не понять остальным кроме истинного японца, как и особое отношение к чаепитию у китайцев. Антропология даёт этому ответ как «воспитание», то есть человек воспитывался таким образом. Из этого следуют понятие как культура—целостный образ жизни людей, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы. С другой стороны, культура может рассматриваться как часть окружающего мира, созданная человеком. Понятие «культурный человек» многие понимают по-разному. Некоторые считают, что это начитанный и образованный человек, который в добавок разбирается в искусстве либо же это человек с высшими манерами. Однако в антропологии "культурный человек» есть сам человек. Культуру человек преобладает в процессе жизнедеятельности. Она не бывает врожденной. К примеру, человек может быть по крови истинным британцем. Но если он с рождения будет жить в Китае и окружен китайской культурой, то его происхождение будет определяться не биологическим началом (как британец), а культурным (как китаец). Со временем все будут его считать китайцем нежели британцем. Его голубые глаза и светлые волосы будут производить меньшее впечатление, чем его китайская походка, китайские движения рук, китайское выражение лица и китайский образ мыслей. Биологическое наследие будет британским, но культурное воспитание – китайским.

Культура подобна коллективному сознанию группы. Когда рождается ребенок, он не имеет большим количеством инстинктов, но обладает гораздо большей гибкостью поведения. Основная его задача заключается в освоении опыта, выработанного поколениями людей, которых он никогда не видел и которые давно умерли. Как только он освоит формы, предоставляемые культурой его группы, большая часть его поведения станет почти столь же автоматической и бессознательной, как если бы он вел себя инстинктивно. К примеру, как создание фотоаппарата, над которым люди веками ломали голову, однако теперь нам кажется примитивным и что все знают, что достаточно нажать на кнопку как воспроизведётся фото. Это нам кажется банальным, и мы не задумывается над такими вещами, так как они выработались у нас на автоматическом уровне. Так же с и культурными процессами и формами. После того как мы в детстве приобретаем определенный обычай или культурную привычку, то в дальнейшем это покажется будто так и должно быть, хотя для представителей другой культуры это может показаться странным.

У каждой культуры свой подход к разным жизнедеятельным процессам. К примеру, если рассмотрим семейные и половые отношения. Некоторые культуры стремятся подавить все сексуальные проявления до брака, тогда как полинезийский юноша, не имевший случайных связей, считался бы совершенно анормальным. Некоторые культуры настаивают на пожизненной моногамии, другие же допускают периодическую моногамию, порой несколько женщин могут принадлежать одному мужчине или несколько мужчин – одной женщине. Гомосексуальная модель была принята в греко-римской традициии в различных примитивных племенах. Значительная часть населения Тибета, а также христианского мира (в разные периоды и в различных местах), придерживалась полного целибата. Для нас брак – это, прежде всего, соглашение между двумя людьми. В гораздо большем количестве обществ брак – это всего лишь одна из сторон сложной системы экономических и иных взаимодействий между двумя семьями или двумя кланами.

С самого нашего рождения культура сопровождает нашу жизнь и так до самой смерти. Мы неосознанно всегда находимся под его влиянием. Сколько бы человек ни отрицал, но он всегда будет идентифицировать себя со своей культурой. Благодаря этому группа мужчин и женщин чувствует себя связанной прочной цепочкой отношений. Рут Бенедикт дала едва ли не полное определение этого понятия, сказав: «Культура – это то, что связывает людей воедино». 

Любая часть культуры должна быть функциональной, иначе она со временем исчезнет. Однако многие функции в культуре являются не явными, но скрытыми. Порой они бывают нерациональными. Можно привести в пример пуговицы на рукаве мужского пиджака, абсурдное английское правописание, использование заглавных букв и множество других, на первый взгляд нефункциональных, обычаев. В основном они выполняют скрытую функцию, помогая людям поддерживать свою безопасность благодаря сохранению связи с прошлым и приданию некоторым частям жизни статуса хорошо знакомых и предсказуемых.

Подводя итоги, надо отметить тот факт, что понятие «культура» очень абстрактно. Каждая сфера и каждое общество толкует и понимает её по своему. Кому-то показателем культуры может быть материальные ценности такие как произведения искусства, а кому-то духовные такие как нравственность, воспитание и обычаи. В целом в статье были раскрыты идеи о культуре американского антрополога Клайда Клакхона.

Студентка 4 курса КазНУ факультета философии и политологии  Абдурахманова Хилола 

Руководитель: Аликбаева М.Б.


Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар