Өлең, жыр, ақындар

Мирское в концепциях современной философии

      Что означает мирское? Мирское обозначает всё, что относится к светской, обыденной жизни, в отличие от сакрального, связанного с религией, верой и духовными практиками. В широком смысле мирское охватывает человеческую жизнь в обществе, включая культуру, быт, искусство, политику и отношения. Это всё, что связано с жизнью "здесь и сейчас". В философии мирское рассматривается как пространство обыденности, где человек реализует себя через действия, взаимодействие с другими людьми, труд и творчество.

      Современная философия открывает мирское как сложное, многогранное понятие, которое охватывает обыденные аспекты человеческого существования, противопоставленные сакральному и трансцендентному. Для философов оно становится ключевым объектом анализа, поскольку мирское — это та сфера, где формируется культура, переживается повседневность и взаимодействует человеческое с технологическим. Современная философия включает в себя ряд других направлений, таких как **философия науки, философия политики, философия права, философия искусства** и другие. Эти направления изучают различные аспекты человеческого опыта и знания с помощью философских методов. Медиа сегодня — это не только то, что мы видим (например, фильмы или посты в соцсетях), но и невидимые системы, которые управляют этими процессами. Например, алгоритмы социальных сетей решают, что именно мы увидим, оставаясь «в тени». Это делает их «тёмными», потому что мы редко понимаем, как они работают. Философы утверждают, что технологии уже не полностью управляются человеком. Например, искусственный интеллект и алгоритмы начинают принимать решения, которые не всегда можно понять или контролировать. Это делает медиа чем-то чуждым и пугающим.

1. Постгуманизм: кто контролирует мир?

Постгуманистическая философия (Рози Брайдотти, Бруно Латур) ставит под сомнение идею, что человек всегда стоит в центре. В рамках этой мысли технологии, медиа и алгоритмы рассматриваются как активные силы, которые изменяют общество. Медиа становятся «тёмными», потому что они часто действуют вне человеческого контроля, создавая свои собственные «логики».


2. Философия техники: медиа как новые структуры власти

Такие философы, как Фридрих Киттлер и Бернард Стиглер, утверждают, что технологии не просто инструменты, а системы, которые трансформируют человеческое мышление и культуру. Например, автоматизация решений через алгоритмы становится формой власти.

Современные медиа не только передают информацию, но и скрыто управляют нашими выборами, что делает их «тёмными».


3. Теория симулякра: реальное или иллюзия?

Жан Бодрийяр говорит о мире, где реальность заменена симуляциями — копиями без оригинала. Сегодня медиа, включая соцсети и deepfake, создают «виртуальные реальности», которые сложно отличить от настоящих. Медиа становятся «тёмными», потому что создают иллюзии, которые воспринимаются как реальные.


4. Этические вызовы: ответственность за технологии

Современные философы поднимают вопросы ответственности за технологии. Например, алгоритмы могут усиливать предвзятости или нарушать приватность. Эти «тёмные» аспекты технологий требуют переосмысления границ этики и контроля.


5. Экзистенциальная философия: тревога перед технологиями

Философы, такие как Мартин Хайдеггер, подчеркивают, что технологии меняют саму суть нашего существования. Сегодняшние медиа усиливают это чувство, заставляя нас чувствовать себя зависимыми или наблюдаемыми.


Современная философия как критика технологий

      Сегодня философия не только анализирует, но и критикует технологии, предупреждая о рисках их скрытого влияния. Она помогает нам увидеть, что за удобством и эффектностью технологий стоят глубокие вопросы о власти, контроле, реальности и человеческой природе. Философия играет ключевую роль в осмыслении «тёмных медиа», объясняя, почему они становятся всё более скрытыми и влиятельными, и что это значит для человека и общества. Различные направления современной философии трактуют мирское, акцентируя внимание на экзистенциальных, социально-культурных и технологических аспектах:


1. Мирское как экзистенциальный опыт

     Экзистенциальная философия, представленная работами Хайдеггера, Сартра и Камю, видит мирское как основу человеческого бытия.

  • Хайдеггер в "Бытии и времени" вводит концепцию "бытия-в-мире" (Dasein), где мирское проявляется как ежедневная рутина и взаимодействие с окружающим. Предметы повседневности (молоток, стол, дверь) не просто существуют, но обретают смысл через их использование. Мирское для Хайдеггера — это пространство, в котором человек действует, аутентично или неаутентично переживает свое существование.
  • Сартр, напротив, акцентирует внимание на свободе, присущей человеку в мире. Мирское в его философии — это та реальность, где человек выбирает и творит свою судьбу, но одновременно сталкивается с абсурдом и отчуждением.
  • Камю в "Мифе о Сизифе" рассматривает мирское как место, где человек находит смысл, несмотря на абсурдность существования. Камю подчеркивает, что повседневность (мирская жизнь) может быть наполнена ценностью через восприятие простых радостей и усилий.

2. Мирское в постмодернизме и структурализме

     Постмодернистские философы переосмысляют границу между мирским и сакральным, рассматривая мирское как сферу деконструкции традиционных ценностей.

  • Жак Деррида обращает внимание на то, что мирское никогда не является нейтральным; оно насыщено языком, знаками и текстами. В мирском скрываются иерархии власти и смысла, которые он стремится деконструировать.
  • Мишель Фуко исследует мирское через практики дисциплины и контроля. Он утверждает, что повседневность — это пространство, где проявляются механизмы власти: больницы, школы, тюрьмы — это не только институции, но и символы управления мирским телом человека.
  • Жан Бодрийяр в "Симулякрах и симуляции" утверждает, что современное мирское утрачивает подлинность, превращаясь в мир знаков и симулякров. В постмодернистской культуре обыденное сливается с медиаобразами, создавая новую реальность, где граница между реальным и воображаемым стирается.

3. Марксизм и критическая теория о мирском

     Марксистская традиция рассматривает мирское как социально-экономическую реальность, где повседневная жизнь обусловлена трудом и потреблением.

  • Карл Маркс интерпретирует мирское через понятие отчуждения. Рабочий в капиталистическом обществе отчужден от своей продукции, что влияет на всю его мирскую жизнь. Мирское становится пространством классовой борьбы.
  • Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер в работе "Диалектика Просвещения" анализируют массовую культуру как инструмент, который трансформирует мирское в сферу конформизма и потребления.

      Критическая теория обращает внимание на то, что современная повседневность формируется под влиянием капитализма и идеологии, подавляя возможности для автономного существования.


4. Мирское в контексте технологий

     В XXI веке философия технологий предлагает новый взгляд на мирское, исследуя его трансформации под влиянием цифровизации.

  • Мартин Хайдеггер в эссе "Вопрос о технике" еще в середине XX века подчеркивал, что технологии изменяют наше восприятие мира, превращая его в "запас ресурсов". Современное мирское становится технологическим.
  • Бруно Латур в "Мы никогда не были современными" обращает внимание на гибридность современного мирского: оно включает как человеческие, так и нечеловеческие агенты (гаджеты, инфраструктуры, сети).
  • Донна Харауэй в "Манифесте киборга" подчеркивает, что современное мирское — это пространство слияния биологического и технологического, где повседневная жизнь становится кибернетической.

     Цифровизация разрушает границы между сакральным и мирским, создавая виртуальные пространства, в которых повседневные практики обретают новый смысл.


5. Этическое измерение мирского

Современные философы этики рассматривают мирское как пространство заботы о других и о себе.

  • Ханна Арендт в "Положении человека" выделяет мирское как арену общественного действия, где рождается политика. Для нее мирское — это место, где люди взаимодействуют и строят общую реальность.
  • Мишель Фуко вводит понятие "забота о себе", подчеркивая, что повседневные практики человека (режим дня, питание, отношения) являются основой для его морального существования.

Заключение

       Мирское в современной философии предстает как динамичная категория, отражающая изменения в культуре, обществе и технологиях. Оно связано с экзистенциальными выборами, социальной борьбой, критикой власти и анализом цифровой повседневности. Философы подчеркивают, что мирское — это нечто большее, чем простая повседневность: оно становится пространством, где рождаются новые формы культуры и взаимодействия.

 

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Арнуркызы Гульнур
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна

https://www.kaznu.kz/ru

 

#farabi.university  


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар