Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: культурология
Студентка 4 курса культурологии: Сейдильда Самал Канатовна
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна
Тема: Социальные и культурные изменения, обусловленные распространением цифровых технологий и сетевых коммуникаций
Цифровая революция, начавшаяся с середины XX века, привела к коренным преобразованиям в социальной и культурной жизни. Развитие цифровых технологий и сетевых коммуникаций не только изменило повседневное общение, но и дало новые инструменты для формирования идентичностей, культурных практик и способов взаимодействия с миром.
В этой статье мы рассмотрим социальные и культурные изменения, вызванные цифровизацией, проследим историю цифровой культуры и проанализируем, как теоретические подходы, такие как теория волшебной пули, помогают понять динамику этих процессов.
История цифровой культуры начинается с появления первых вычислительных машин в середине XX века. Важные этапы:
• 1940–1950-е годы: Появление первых компьютеров (например, ENIAC) и разработка технологий передачи данных. Цифровая культура в этот период находилась на стадии зарождения, ограничиваясь специализированными кругами ученых и инженеров.
• 1969 год: Создание ARPANET, первой компьютерной сети, которая стала прообразом современного Интернета. Это событие положило начало сетевому взаимодействию.
• 1970–1980-е годы: Появление персональных компьютеров (например, Apple II, IBM PC) сделало вычислительные устройства доступными для широкой аудитории.
• 1989 год: Тим Бернерс-Ли представил концепцию Всемирной паутины (World Wide Web), создав платформу для обмена информацией, которая стала основой современного Интернета.
• 1990-е годы: Появление первых веб-сайтов, форумов, электронной почты. Интернет стал важным инструментом коммуникации и коммерции.
• 2000-е годы: Социальные сети, такие как Facebook, Twitter и ВКонтакте, начали формировать новое пространство для самовыражения и взаимодействия.
• 2020-е годы: Развитие технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) трансформировало культурные практики и способы восприятия информации.
1. Трансформация коммуникации.Цифровые технологии изменили способы общения. Сети предоставили возможность мгновенного обмена сообщениями, видео и фото, разрушив географические и временные барьеры. Однако это привело к развитию нового вида взаимодействий — цифровой коммуникации, где личный контакт заменяется текстовыми и визуальными символами.
2. Изменение концепции идентичности
Люди теперь имеют возможность создавать и демонстрировать множественные цифровые идентичности. Социальные сети стали площадкой для выражения индивидуальности, но одновременно усилили давление ожиданий и стандартизированных образов.
3. Влияние на общественные движения
Цифровые технологии стали основой для глобальной мобилизации. Примеры:
• “Арабская весна” (2010–2012 гг.), где социальные сети сыграли ключевую роль в координации протестов.
• Движение Black Lives Matter, которое распространилось через хэштеги и цифровую активность.
4. Цифровая экономика и труд.Распространение цифровых технологий трансформировало рынок труда. Появились новые профессии (например, программисты, дизайнеры UX/UI), а также модели работы, такие как удаленная занятость и фриланс.
Культурные изменения под влиянием цифровизации
1. Медиакультура.Распространение цифровых медиа изменило способы потребления информации. Пользователи больше не ограничены линейным телевидением или печатной прессой. Интернет предоставил платформу для независимого творчества, таких как блоги, подкасты и YouTube-каналы.
2. Трансформация искусства
Цифровые технологии дали новые формы художественного выражения:
• Генеративное искусство, основанное на алгоритмах.
• Виртуальные выставки и NFT-токены, меняющие традиционные представления о собственности и доступе к искусству.
3. Геймификация и игровая культура
Игры стали не только развлекательным феноменом, но и важной частью культуры. Они влияют на образование, социализацию и даже политику. Например, “игровое мышление” используется в обучении и управлении.
Теория волшебной пули: как медиа формируют восприятие
Теория волшебной пули (или гиподермической иглы) была предложена в 1920–1930-е годы. Она утверждает, что медиа обладают мощным и прямым влиянием на аудиторию, “внедряя” в сознание определенные идеи.
Применение теории к цифровым технологиям: Хотя теория была сформулирована задолго до появления Интернета, она остается актуальной в контексте цифровой среды. Социальные сети и алгоритмы платформ активно формируют мировоззрение пользователей, предоставляя им специально подобранный контент. Это приводит к феномену “информационных пузырей” и поляризации общества.
Современные исследования показывают, что влияние медиа более сложное. Люди не пассивно поглощают информацию, а интерпретируют её через призму своего опыта. Тем не менее, теория волшебной пули помогает понять, как массовые коммуникации могут использоваться для манипуляции сознанием.
Распространение цифровых технологий и сетевых коммуникаций стало ключевым фактором трансформации общества и культуры. История цифровой культуры показывает, как развитие технологий изменяло повседневную жизнь и формы взаимодействия. Теория волшебной пули, хотя и устарела в своей изначальной формулировке, напоминает нам о том, что медиа способны существенно влиять на восприятие и поведение людей.
Сегодня мы живем в мире, где границы между реальным и цифровым пространством размыты. Это открывает новые возможности, но также ставит перед нами вызовы, связанные с сохранением свободы, приватности и критического мышления.
http://www.kaznu.kz
#farabi.university
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі