Өлең, жыр, ақындар

Узоры и орнаменты тюркских народов, мавританское искусство

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби

 

Факультет: философии и политологии

 

Кафедра: религиоведения и культурологии

 

Специальность: культурология

 

Студентка 4 курса культурологии: Сейдильда Самал Канатовна

 

Руководитель: Каупенбаева Самал Мухаметалиевна

 

Тема: Узоры и орнаменты тюркских народов, мавританское искусство

 

Узоры и орнаменты тюркских народов и мавританское искусство представляют собой яркие и уникальные явления мировой культуры, отличающиеся глубоким символизмом, богатством форм и изысканностью исполнения. Эти художественные традиции развивались на основе исторических, религиозных и культурных особенностей, и их влияние ощущается в различных сферах искусства, от архитектуры до прикладных ремёсел.

 

Искусство тюркских народов, развивавшееся на обширных просторах Центральной Азии, от степей Казахстана до гор Алтая и Средней Азии, неразрывно связано с их кочевым образом жизни, духовными верованиями и природным окружением. Узоры и орнаменты в культуре тюрков выполняли не только декоративную функцию, но и выражали мировоззрение, сакральные представления и социальный статус их создателей. Основными мотивами орнаментов тюркских народов были растительные, геометрические и зооморфные элементы, каждый из которых имел символическое значение.

 

Растительные мотивы тюркского орнамента, такие как стилизованные изображения цветов, листьев, ветвей и деревьев, олицетворяли идею плодородия, процветания и жизненной силы. Особое значение придавалось изображению древовидных форм, которые связывались с мировым деревом – символом связи между земным, небесным и подземным мирами. Эти мотивы часто использовались в вышивке, ковроткачестве и украшении предметов быта.

 

Зооморфные элементы занимали важное место в тюркской орнаментальной традиции. Изображения лошадей, оленей, птиц и других животных символизировали силу, храбрость, свободу и связь с природой. Например, образы птиц, таких как орлы и соколы, считались олицетворением духа неба и защитниками от злых сил. Орнаменты с этими мотивами украшали одежду, оружие и ювелирные изделия, подчеркивая особую роль животных в жизни тюркских кочевников.

 

Геометрические орнаменты тюрков, основанные на строгой симметрии и ритме, выражали идею космического порядка и гармонии. Прямые линии, зигзаги, ромбы и спирали символизировали движение времени, бесконечность и постоянное обновление. Эти мотивы использовались в резьбе по дереву, гончарстве и строительстве, придавая изделиям особую выразительность и смысловую наполненность.

 

Тюркское искусство нашло своё яркое воплощение в ковроткачестве, которое стало одним из важнейших элементов их культуры. Ковры, сотканные вручную, отличались сложными узорами и глубоким символизмом. Каждый орнамент имел своё значение, отражая традиции, обычаи и мировоззрение тюркского народа. Ковры выполняли не только утилитарную функцию, но и служили украшением жилища, средством выражения социального статуса и важной частью обрядов.

 

Мавританское искусство, связанное с культурой мусульманской Испании, представляет собой ещё одну вершину декоративно-прикладного искусства. Оно возникло на пересечении арабских, берберских и испанских традиций, что придало ему особую уникальность и разнообразие форм. Основной чертой мавританского искусства стало использование орнаментов, избегавших изображений живых существ в соответствии с исламскими религиозными канонами. Геометрические узоры, арабески и каллиграфия стали центральными элементами декора, пронизанными философией бесконечности и божественного порядка.

 

Геометрические орнаменты в мавританском искусстве поражают своей сложностью и математической точностью. Звёздные формы, многоугольники, круги и их переплетения создавали ощущение бесконечности и гармонии. Эти узоры украшали стены мечетей, дворцов, фонтанов и жилых домов, превращая архитектурные сооружения в настоящие произведения искусства. Мавританские мастера достигли высочайшего уровня в создании сложных мозаичных панно, выполненных из цветной керамической плитки – азулежу. Каждая плитка была частью грандиозной композиции, символизирующей божественную бесконечность.

 

Растительные мотивы, известные как арабески, также играли важную роль в мавританском искусстве. Переплетённые линии, стилизованные листья, цветы и ветви создавали сложные композиции, которые олицетворяли изобилие и красоту природы. Арабески использовались не только в архитектуре, но и в украшении тканей, предметов быта и ювелирных изделий.

 

Каллиграфия, возвышенная до уровня искусства, занимала особое место в мавританской традиции. Изящные арабские надписи, содержащие цитаты из Корана, молитвы или благословения, украшали стены мечетей, купола, мебель и книги. Каллиграфические элементы органично вплетались в общий орнаментальный ансамбль, придавая ему духовную глубину и эстетическое совершенство.

 

Мавританское искусство нашло своё яркое воплощение в архитектурных шедеврах, таких как дворец Альгамбра в Гранаде, мечеть Кордовы и дворец Алькасар в Севилье. Эти здания стали символами искусства, где орнамент играл ключевую роль, создавая атмосферу изысканности и гармонии.

 

Искусство узоров и орнаментов тюркских народов и мавританской культуры объединяет стремление к созданию эстетически совершенных форм, пронизанных глубоким символизмом. Несмотря на различия в культурных и исторических условиях их развития, эти традиции свидетельствуют о способности человека выразить свои духовные и эстетические идеалы через декоративное искусство. Их наследие продолжает вдохновлять современные поколения художников, оставаясь важной частью мирового культурного наследия.

 

http://www.kaznu.kz

#farabi.university


Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар