Өлең, жыр, ақындар

Культура и быт казахского народа

Министерство образования и науки РК
Северо–Казахстанский областной департамент образования
Казанская средняя школа
Направление:
Стратегия «Казахстан-2050»: культура мира, духовности и согласия».
Секция: «История – этнокультуроведение»
Выполнила: Падалко Виолетта, 6 класс
Научный руководитель: Жанабекова Динара Кабиевна

 

Содержание 

Введение
1. Теоретическая часть      
а) Юрта
б) Национальная одежда
в) Шолпы
2. Практическая часть (методика исследования)
Заключение             
Литература   
Приложение
                                                                          

Введение

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Свое начало, нравственные корни любой народ берет в глубокой древности. Знание исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлое за своей Родиной, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей. Культура формировалась веками. В ней отразилась мудрость народа, его душа, законы, которые служили миру и согласию в обществе, которые объединяли людей, укрепляли их дружбу.                                                        

Цель нашей работы: исследовать особенности культуры и быта казахского народа.

Задачи:

1. Изучить историю, быт и обычаи казахского народа.
2. Организовать работу с источниками информации по поиску и отбору материала.
3. Углубить знание о быте и обычаях казахского народа.

Поэтому в качестве гипотезы выступило предположение: если я исследую особенности культуры и быта казахского народа и поделюсь своими знаниями с детьми, то они будут бережно относиться к традициям и обычаям казахского народа, использовать в жизни.

Процедура исследования состояла из следующих этапов:

1. подготовительный: выбор темы, постановка цели и задач проекта;
2. исследовать особенности культуры и быта казахского народа;
3. сбор, глубокое изучение литературы и других источников информации по данной теме работы.

В качестве методов иследования применялись: наблюдение, просмотр и изучение  литературных и информационных источников, анкетирование, анализ собранного материала, создание альбома «Культура и быт казахского народа».

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью сохранения традиций и обычаев казахского народа.

Поэтому мы и выбрали тему проекта «Культура и быт казахского народа».

Новизна исследования заключается в познании культуры и быта казахского народа через его традиции и обычаи, в доступности  донесения материала до сверстников.

Этот проект имеет теоретическую и практическую значимость, ориентирует на познание культуры другого народа, способствует формированию поликультурной личности.                                          

Теоретическая часть.

а) Юрта

Одной из наиболее важных составляющих материальной культуры – являются предметы быта, обихода и в первую очередь жилище. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, и в первую очередь, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана было два типа жилищ - мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта.

До наших дней казахский  народ донес свою древнюю культуру, в том числе сохранил юрту – основное жилище тюркских народов.

Казахи относились и относятся к юрте как  к священному имуществу, с уважением и почитанием. Значение юрты огромно. В свое время Ч. Валиханов отметил, что  в вв. даже названия  государств  -  Алтын орда ( Золотая орда), Ақ орда ( Белая орда), Көк орда (Синяя орда) – были связаны именно с юртой.

Юрта – это передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, комшы, войлока, тростника, выделанных шкур, отделанное украшениями, изготовленными из металла (серебра). Всемирно известные ученые и искусствоведы, оценивая смекалку степных жителей, на всесоюзных и международных этнографических выставках давали высокую оценку творчеству казахского народа.

В 1861 году некий Алмас привез юрту на Всемирную этнографическую выставку в Париж и получил приз. В 1876 году Мейрам – хажы Жанайдарулы (главный батыр Кенесары- хана, сын Жанайдара) доставил юрту в Петербург, а в 1890 году Ибраим Адилов показал юрту на выставке в Казани.  В1872 году хан Бокейской Орды Жангир подарил юрту российскому царю Николаю, чему царь был очень рад.

К примеру, в начале 90- х годов, в дни чествования Абылай хана, батыров Кабанбая, Богенбая, Шакшака Жанибека, Букара жырау, великого Абая, акына Жамбыла поставили сотни юрт, за лучшую из которых был назначен приз. Всех поразила своей красотой и убранством торгайская юрта. Об этом помнят до сих пор. В 1991 году впервые в Кокшетау на поминках Абылай хана была выставлена 12 – створчатая юрта, позже ее объем был увеличен на 18 створок. Торгайская юрта была выставлена в 1992 году на Всемирном курылтае казахов, в 1993 году – на празднике Есет батыра, на поминальном асе батыра Шакшака Жанибека, в 1994 году - на юбилее великого казахского поэта Абая. Эта юрта получила немало призов.                   

В сознании народа юрта священна. Один из самых торжественных моментов в жизни казахов, - передача юрты отцом сыну. Слово шанырак ( купол)  включает понятия «дом», «семья». Про новобрачных говорят:

«Шанырак котерди – создали новую семью».Если благопожелание « Да будет ваш шанырак высоким!» самое святое, то проклятие « Пусть ваш шанырак обрушится на середину!» ( то есть будет потеряна опора семьи) самое тяжелое. Через шанырак не перешагивают.Во время кочевья шанырак везут первым, возложив на верблюда. Невеста приезжает в аул жениха на « шаңырақ түйе» (түйе- верблюд), на которого вместе с невестой садятся мать, сноха, младшие сестры невесты.

Выражений со словом кереге также немало. Благословение «Пусть кереге будет широким!» означает пожелание дому множества гостей, чтобы он был просторным и благодатным.

Очень много метких выражений связано с дверью юрты. Каждый человек про свой родной дом с теплотой и гордостью говорит: алтын босагам (алтын – золото, босага – порог).

Про посещение зятем дома родителей жены могут сказать: «Есік көре келді» (есік – дверь, көре – посмотреть, келді – пришел, приехал). «Келін болып түсті» - «в дом пришла сноха» (перешагнула порог) – с уважением говорят о снохе.

Запрет «Не наступай на порог» призывает к прилежности.

Народ знал цену святому кара шаныраку (дому главы большой семьи). В устном народном творчестве юрта занимает особое место как средство воспитания и познания окружающего мира, самого себя, своего народа.

б) Национальная одежда

Национальная одежда - исторический источник. Чтобы сохранить ее как реликвию для будущих поколений, надо бережно относиться к ней. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде - признак мудрости народа, его заботы о будущем, о восстановлении национальной самобытности.

Национальная одежда казахов разнообразна и оригинальна. Одежда шилась на четыре сезона и на все случаи жизни. Дать описание всей одежды почти невозможно, поэтому мы остановимся на наиболее характерных дорогих видах одежды.

Тымақ  - малахай, мужской  зимний головной убор из овчины, пушнины, имеющий особый крой. 

Раньше казахи могли определить по тымаку, из какого жуза, рода его владелец. Великий А бай в деталях описал тымак, воспевая его в своих стихах.

Тымак – священный головной убор. Его нельзя обменивать. Тымак почитаемых людей оставляли в наследство. В былые времена недоношенного младенца держали в тымаке ровно столько ребенок был недоношен.

Бөрік  - один из широко распространенных головных уборов. Его носят как мужчины, так и девушки. Бөрік покрывали дорогой тканью, нижнюю часть обшивали мехом пушных зверей.

Молодые жигиты, певцы, люди искусства, акыны носили вышитый борик с перьями филина. Раньше жигиты и взрослые мужчины не ходили без головного убора.

Мужские головные уборы были разнообразными: колпак, малахай, тюбетейка и др.

Сәукеле – очень дорогой головной убор невесты, имеющий конусообразную форму. Высота саукеле - 40-50 см. По народной примете, его макушку венчали перья, филина, оберегающие от сглаза. Обшитый дорогой тканью и драгоценными камнями, украшенный орнаментом, вышитым золотыми и серебряными нитями, нитями кораллов, бирюзы, сердолика, жемчуга, рубина, отороченный мехом саукеле стоил очень дорого. С боков саукеле на грудь спускались вязаные ленты, придававшие ему особую красоту. От макушки убора до самой земли струился белый нежный шелк.

Саукеле шили истинные мастерицы. Надевали такие головные уборы только девушки из богатых и знатных семей. По головному убору невесты оценивали состояние ее семьи.

Саукеле – не только дорогой головной убор невесты, но и воплощение высокого эстетического вкуса и менталитета казахского народа. Он подчеркивает трепетное отношение казахов к своим дочерям. По обычаю, саукеле надевают только невесты, его не обменнннивают, не дают во временное пользование.

Тон – теплая шуба (тулуп) из обработанной овечьей шкуры. После обработки овечью шкуру красят хной или краской из коры ивы, после чего она приобретает коричневый, серый или пепельный цвет. Из этой овчины мехом внутрь шьют шубу. Ворот и рукава оторачивают мехом пушных зверей. Длина шубы может быть разной. Плечи, рукава, подол женской шубы вышиваются орнаментом.

Шапан – это старинная одежда из дорогой крепкой ткани со стеганым подкладом. Ворот и низ рукавов вышиваются национальным  орнаментом, иногда оторачиваются мехом пушных зверей или тканью с узорами. К чапану пришивают пуговицы или крючки, нередко вместо застежки используют пояс. Ныне снова можно увидеть пожилых людей в чапане. Писатель Г. Мустафин в пожилом возрасте носил чапан.

По традиции чапан дарили уважаемым гостях, сватам. В наше время в мушел  жас ( мушел – старинное исчисление возраста человека двенадцатилетними циклами: 13, 25, 37, 49, 61, 78, 85,97 лет) преподносят чапан с добрыми пожеланиями.

Қалпақ – высокий мужкой головной убор из белого войлока или из плотной ткани. Шили калпак из нескольких клиньев, края выворачивали наверх. Клинья вышивали национальным орнаментом, на макушку прикрепляли небольшую кисть. Калпак носили, как правило, авторитетные, знаменитые люди.                

Қамзол – женская одежда из дорогой ткани с воротником, рукавами и без них, украшенная национальными узорами и орнаментом из золотых серебряных нитей. Женские украшения – ожерелье, нагрудник и другие ювелирные изделия - придавали камзолу национальный колорит.

Жаулық – белый платок замужних женщин, который придавал им неповторимый облик.У казахского народа есть почтительное выражение ақ жаулықты (в белом платке), связанное с понятиями «мать» и «бабушка». Матери и бабушки Арки (местность) носили двойной жаулык, верхний и нижний. Раньше жаулык носили старшие жены.Пожилые женщины носят кимешек – платок вырезом для лица, покрывающий плечи. Передняя часть платка по овалу лица украшается вышивкой.

Көйлек – женское платье из яркой ткани, женские платья шили с воротником – ойкой и длинными рукавами. Подол украшали юрками в два ряда.

Белбеу – пояс – ремень, опоясывающий теплую одежду мужчин и женщин. Ремень, изготовленный ювелирами из серебра и крашеной кожи, инкрустированной серебром или золотом, особенно ценился богатыми людьми.

На широком мужском ремне делали небольшой патронташ и чехол для ножа. Такой ремень называли кісе белбеу, он застегивался медной дугой или специальным крючком; его цена равнялась цене одной лошади.

Женский пояс делали тонким, узким и мягким.

Нередко вместо ремня использовали крепкую ткань, сложенную в несколько слоев.

Етік – женская и мужская обувь (сапоги) из кожи или хрома для зимы и лета. Сапожники для прочности прошивали сапоги нитями из сушеной кожи и пробивали деревянными гвоздями.

в) Шолпы

Вдоль спины заплетенные косы лежат,
И шолпы отвечают движениям в лад.
Взор под шапкой бобровой волнует меня.
Нет, такой красоты не встречал еще ввзгляд!
                                       Абай.    (Перевод Вс. Рождественского)

Коса испокон веков считалась украшением красавицы. Красоту девушки оценвали по ее волосам и стану. Украшением женщины были қолаң шаш (густые волосы) и сүмбіл шаш (шелковые волосы). Волосы,заплетенные в две косы, называли қос бұрым, в одну – жалғыз бұрым. Длинная коса с вплетенными в нее специальными украшениями для волос (шолпы), подчеркивала красоту девушки и придавала ей таинственность. Поэты, вдохновленные красотой девушек и звоном этих украшений, слагали стихи, композиторы сочиняли музыку. Для блеска волос использовали шашмай (бальзам для волос), который готовили из смеси сливочного масла и яичного белка. Среди прочих украшений особое место занимали шолпы (прикреплялись к кончику косы). Шолпы не только украшали, но и способствовали росту волос. Красивые шолпы со звоном носили только девушки и молодые женщины. Разновидностей шолпы было очень много: со звоном, с ремешком, с бусами, с колокольчиками. Шолпы в красивых косах сверкали на солнце, невольно притягивая взор и звенели при каждом движении девушки, подчеркивая ее красоту и стать. Казахи говорили: «Хрустальному звону смеха вторит звон шолпы».

Заключение

Работая по данной теме, я расширила и углубила свои познания о культуре и быте казахского народа.

Проанализировав материал, мы сделали вывод, что жизненный уклад любого народа проистекает из исторических, культурных традиций и нравственных норм народа.

В результате исследования мы установили, что собранный материал может быть использован как стимул для воспитания любви к своей Родине.

 


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар