Өлең, жыр, ақындар

Приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку и литературе

СОШ имени Бисена Жаникешева
Шамшетдинова Айгул Изгалиевна
Мухангалиева Анаргуль Муратовна

Новая форма итоговой аттестации по русскому языку даёт понимать наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения, общие для всех видов.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.  Схематически это можно представить следующим образом:

      Аудирование     ↔        Чтение

         ↕                 Текст         ↕

   Говорение           ↔       Письмо

 

«Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» - говорил М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века):

Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление  о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавить текст;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом

1. Комплексный анализ текста.

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Пример такой работы:

 Текст 1.

 Ласточка – перелётн… птица. (В)зависимости от среды обитания бывают степн… и деревенск…. В нашей стране распространены такие виды, как серая, береговая, скалистая. Серая ласточка лета… со скоростью 170 км/час. Так… способна пить, и есть на лету. Основной корм – мелкие насекомые. За день одна птица с…едает свыше тысяч… мошек и комаров. В…ют гнёзда под крышами домов, в ра(с,з)щелинах скал, (не)редко в дуплах деревьев. Важно, чтобы оставал…сь пространство свободного падения вниз. Иначе птица (не)сможет взлететь.

Для казахов ласточка – свяще(н,нн)ая птица. Считается, что ласточка приносит счастье в тот дом, где она свила своё гнездо.

(Из книги «Птицы Казахстана»)

1. Озаглавьте текст.

2. Тема текста

3. Основная мысль текста

4. Стиль текста

5. Тип текста

6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова  есть

8. Найдите и выпишите из текста общенаучные слова.

9. Разберите по составу следующие слова:
обитания,          скалистая,             приносит

10. Произведите морфологический разбор одного глагола 3-го лица.

11. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.

12. Понаблюдайте за приходом ласточки в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.

Текст 2

2. Деятельность учащихся по ведению дневника

2.1. Заполнение дневника должно быть чётк…, аккуратн…, (свое)временн…, грамотн…. Осуществляется оно ручкой синего или фиолетового цвета.

2.2. Первые три страницы дневника (Ф.И.О. ученика, список преподавателей, расписание на I четверть, кружки и факультативы, дополнительные занятия и консультации) заполняются (в)течение первых двух недель, т.е. до 15 сентября.

2.3. Учащийся ежедневно записыва… домашнее задание в графу того дня, на котор… оно задано, в период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий.

2.4. (Не)допускается присутствие в дневнике посторонних запис.. и рисунк….

2.5. Учащийся подает дневник учителю после объявления ему отметки.

2.6. Учащиеся предъявляют дневник (по)первому требованию администрац…, учител… и классного руководителя.

Задания:

1. Выразительно прочитайте текст

2. Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).

3. Определите тему текста.

4. Определите его основную мысль.

5. Определите стиль текста.

6. Определите тип речи текста.

7. Выполните лексический анализ текста:

а) определите лексическое значение характерных для данного текста слов (двух-трёх по выбору);

б) определите, есть ли в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и антонимы;

в) определите специфические особенности лексики.

8. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста.

9. Выполните указанные виды разбора.

2. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.

а)  при знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в которой  некоторая информация  оказалась утраченной.

А.Текст – это группа…. В тексте обязательно присутствует единство …, …, …. Это основные признаки текста. Если их нет, то это не текст, а ….

Основные признаки текста:  

1. Единство… текста

2. Наличие… мысли текста

3. … между предложениями в тексте.

В. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.  Составление рассказа о существительном по опорным словам.

1) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает …, и отвечает на вопросы … или ….

2 )Имена существительные относятся к …, … или … роду и изменяются  … и ….

3) В предложении имена существительные чаще всего бывают … или ….

… или ….

… или …

Опорные слова

3. Сложение целого текста из частей

Задание:

А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

1. Прод…лбит дырку и достаёт личинки язык…м.

2. Насекомые пр...липают и накалыва…тся на этот язык.

3. На первый взгляд, действительно, может показат…ся, что дятел не только не лечит дерев…я, а даже губит их.

4. А язык у дятла очень интересн….

5. Не достан…т он их оттуда, деревцо погибн…т, а вытащ…т – дерево будет жить.

6. Вот почему дятла можно назвать «лесным доктор…м» или «доктор…м деревьев».

7. Но ведь всё это дятел делает, чтоб вредн…х насеком…х из дерева вытащить.

8. Он дли(н,нн)ый, липкий, а по краям острые з…зубринки.

Б. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

В. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

4. Синквейн

Правила создания синквейна:

1 строка – тема текста называется одним словом (обычно существительным);

2 строка -  описание темы в двух словах (прилагательными);

3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы.

Язык.

Русский, английский.

Учит, рассказывает, повествует.

Даёт способность общения.

Жизнь.

5. Поэтическая разминка

Этот прием используется  на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

Есть в осени ,................................
Короткая, но …………...    пора -
Весь день стоит как бы………..
И …………. ………….. вечера …

Где ……… серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
Лишь паутины …………….. волос
Блести на ………………….. борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых …….. бурь -
И льется  ………….   и  ……….. лазурь
На …………………………….поле.

А. Вставьте пропущенные эпитеты.

Б. Назовите автора стихотворения.

В. Сверьте свой текст с оригиналом.

Г. Определите  настроение, интонацию, характер лексики.

Заключение

Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

●  учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●  пополнять речевую память учащегося;

●  обогащать словарный запас;

●  продуктивно усваивать учебный материал;

●  прививать эстетический вкус;

●  формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз