Актюбинская обл, Мартукский р-н
Каратугайская средняя школа
учитель истории Еримбетов Рустем Калбаевич
Дата: 20.02.2017г
Класс: 9 «А»
Тема урока: «Декабрьские события 1986 года»
Цель урока: Выявление, осмысление и оценивание основных причин кризисных явлений в обществе и причин декабрьских событий в Алма-Ате. Развитие умения работать в группах; развивать умения учащихся обсуждать, анализировать исторические факты, ясно и аргументировано высказывать свое мнение.
Ожидаемые результаты: А.Ученики знают основные причины кризисных явлений в обществе и декабрьских событий в Алма-Ате. В.Умеют называть причины, характер, особенности, итоги, историческое значение декабрьских событий; выделять главную информацию в тексте. С. анализировать, публично выступать, разрабатывать критерии оценивания, оценивать свою деятельность на уроке; составлять вопросы высокого порядка и давать развёрнутые ответы в диалоге.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Здраствуйте ученики.Психологический настрой на урок. 2 мин.
«Счастливый круг» (учащиеся становятся в круг)
Ребята посмотрите друг на друга,мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья,мира и добра. А теперь закройте глаза положите руку на сердце и повторяйте за мной
Я есть любовь
Я есть воля
Я есть сила
Я есть добро
Я есть все прекрасное
Все зависит от меня. Все в моих руках.
(ученикам раздаются стикеры двух цветов, делятся на две группы и садятся на места)
И так первая группа патриоты спикер группы - Арина, вторая группа называется демократы спикер этой группы – Ермек.
ІІ. Домашнее задание. Тест. (ученикам раздаются тесты, после они сами оценивают себя в листах. Коды ответов показываются по интер.доске) 3 мин.
ІІІ. Работа по новой теме. И так все смотрим на интер.доску. Актуализация новой темы.
Показ видеоролика «Декабрь 1986г» (учитель после завершения просмотра видео спрашиваает у учеников сегодняшнюю тему)
- Скажите о каком историческом событии мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
Сейчас мы с вами попробуем дать характеристику политической ситуации в стране в 1986году. (дается постер, фламастеры. Ребята самостоятельно знакомятся с темой и защищают постер) Время подготовки постера 7минут.
1 группа- работает по тексту Положение накануне перемен, причины и характер декабрьсих событий
2 группа Массовые карательные меры, итог и историческое значение Декабрьских событий.
Наступало сложное время. Руководство в лице М.С.Горбачева была не в состоянии вывести советское общество из охватившего тяжелого кризиса. 1985 году М.Горбачев объявил политический курс так называемый «Перестройка». Которая главной задачой была ускорить социально-экономическое развитие страны, повышение жизненного уровня насления, демократизация общества то есть свобода выбора в избирательной системе и т.д. Однако до декабря 1986 года в течении одного года с начала перестройки в республике не произошло конкретных заметных перемен. Так же были отдельные реформы по отраслям хозяйства но они тоже были не реализованы.И вот в таких условиях произошло события в декабре 1986 в городе Алматы.
16 декабря в 10 часов состоялся Пленум ЦК КПК. На повестке дня стоял лишь один вопрос-организационный. Это был самый короткий в истории Пленум время его работы – 18 минут.
1 группе - Ребята какой вопрос решался?
Ответ:Смена политического руководства страны Д.Кунаева на Г.Колбина.
Причины:
1. Несогласие с назначением Г.В.Колбина.
2. Командна-административные методы руководства регламентированные из центра.
3. Систематическое игнорирование основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.
4. Превращение казахов в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка.
Повод: Назначение Г.В.Колбина на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана (человека, не знакомого республиканской общественности, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алматы, не был принят на учёт ни в одну из парторганизаций Казахстана).
Народ недоумевал, почему Г.Колбин? И кто он такой?Почему не наш казахстанец? Пусть он будет казах,русский,немец но «наш»!
1 группе:Что произойдет далее?
16-17 декабря на площадь вышли студенты, рабочая молодежь.Судьба казахского народа вновь была решена командно-административным методом. Но в этот раз такое игнорирование народа республики встретило открытое сопротивление. Народ защищал свои демократические права, интересы страны.
1 группе: Какой характер носили декабрьские события?
Характер: мирный, политический, не содержала призывов к свержению государственного строя (национально-освободительное движение за свободу и независимость).
Движущие силы: рабочая и учащаяся молодёжь.
Ход событий:
15.12.1986год |
16.12.1986 год |
Из Москвы в Алма-Ату прибыл заворготделом ЦК КПСС Г.Разумовский и Первый секретарь Ульяновского обкома Г.В.Колбин |
Пленум ЦК Компартии Казахстана освободил от должности Д.А.Кунаева |
17.12.1986год |
18.12.1986год |
Казахская молодёжь вышла на главную площадь республики. |
Против демонстрантов брошены силы милиции и внутренних войск. |
Учениками собран материал по теме и распределён по группам.
2 группе: Такой бунт мог ли иметь успех?
Что можете рассказать о Кайрате Рыскулбекове?
Каковы последствия и историческое значение декабрьских событий?
В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986 года. Активно шел поиск националистов. Первую попытку прорвать зановес молчания предпринял Мухтар Шаханов весной 1989 году выступив с требованием обьективно рассмотреть декабрьские события в Алматы на первом съезде народных депутатов СССР. Показ видеоролика М. Шаханова
Только через 3 года в 1989г Верховный Совет Казахской ССР осудил постановление ЦК КПСС в котором говорилось что события в декабре 1986г в Алматы было проявлением казахского национализма которая была направлена против государственной власти и народов не коренного населения республики.
Закрепление 1 группа стратегия «Фишбон»– изучает и даёт анализ по теме.
2 группа стратегия «Инсерт»– изучает и даёт анализ по теме
Учитель: Вопросы для закрепления на экране
Заполнение таблицы
«отрицательное» |
«положительное» |
1. Жестокие репрессии (осуждены 99человек), исключены , из партии – 52, из ВУЗов 264 студента, из комсомола – 78. 2. Усилилась «охота за ведьма и«коррупционеров», преследованиям подверглись академики У. Джолдасбеков, Н.Надиров, учёный – антрополог Р. Исмагулов. 3. Приём в вузы и на работу осуществлялся по национальному признаку. |
1. В феврале 1989года по инициативе О. Сулейменова возникло антиядерное движение « Невада – Семипалатинск». 2. Начали образовываться организации и движения- «Адият» и «Мемориал». 3. Летом 1989года Г.Колбин был отозван в Москву, а Первым секретарём республиканского ЦК был избран Н.А.Назарбаев. |
V. Итоги: В канун празднования 15-ой годовщины Независимости РК, на площади вАлма-Аты был установлен памятник, который символизирует старый, ушедший тоталитарный режим и Новый мир современной республики с демократичными преобразованиями.
VI. Вывод: Патриотическое движение казахского народа, стало одной из ярчайших страниц многовековой народной летописи и положило начало мощному демократическому движению во всём, казавшемся могучим и непобедимым.
VII. Домашнее задание: стр. 66-69.
«Моя точка зрения на события 1986года» - эссе.
VIII. Выставление оценок.
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі