Өлең, жыр, ақындар

Декабрьские события 1986 года

Актюбинская обл, Мартукский р-н
Каратугайская средняя школа
учитель истории Еримбетов Рустем Калбаевич

Дата: 20.02.2017г

Класс: 9 «А»

Тема урока: «Декабрьские события 1986 года»

Цель урока: Выявление, осмысление и оценивание основных причин кризисных явлений в обществе и причин декабрьских событий в Алма-Ате. Развитие умения работать в группах; развивать умения учащихся  обсуждать, анализировать исторические факты, ясно и аргументировано высказывать свое мнение.

Ожидаемые результаты: А.Ученики знают основные причины кризисных явлений в обществе и декабрьских событий в Алма-Ате. В.Умеют называть причины, характер, особенности, итоги, историческое значение декабрьских событий; выделять главную информацию в тексте. С. анализировать, публично выступать, разрабатывать кри­терии оценивания, оценивать свою деятельность на уроке; составлять вопросы высокого порядка и давать развёрнутые ответы в диалоге.

Ход урока:

I.Организационный момент:

Здраствуйте ученики.Психологический настрой на урок. 2 мин.

«Счастливый круг» (учащиеся становятся в круг)

Ребята посмотрите друг на друга,мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья,мира и добра. А теперь закройте глаза положите руку на сердце и повторяйте за мной

Я есть любовь
Я есть воля
Я есть сила
Я есть добро
Я есть все прекрасное
Все зависит от меня. Все в моих руках.

(ученикам раздаются стикеры двух цветов, делятся на две группы и садятся на места)

И так первая группа патриоты спикер группы - Арина, вторая группа называется демократы спикер этой группы – Ермек.

ІІ. Домашнее задание. Тест. (ученикам раздаются тесты, после они сами оценивают себя в листах. Коды ответов показываются по интер.доске)  3 мин.

ІІІ. Работа по новой теме.  И так все смотрим на интер.доску. Актуализация новой темы.

Показ видеоролика «Декабрь 1986г» (учитель после завершения просмотра видео спрашиваает у учеников сегодняшнюю тему)

- Скажите о каком историческом событии мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Сейчас мы с вами попробуем дать характеристику политической ситуации в стране в 1986году. (дается постер, фламастеры. Ребята самостоятельно знакомятся с темой и защищают постер) Время подготовки постера 7минут.

1 группа- работает по тексту Положение накануне перемен, причины и характер декабрьсих событий

2 группа Массовые карательные меры, итог и историческое значение Декабрьских событий.

Наступало сложное время. Руководство в лице М.С.Горбачева  была не в состоянии вывести советское общество из охватившего тяжелого кризиса. 1985 году М.Горбачев объявил политический курс так называемый «Перестройка». Которая главной задачой была ускорить социально-экономическое развитие страны, повышение жизненного уровня насления,  демократизация общества то есть свобода выбора в избирательной системе и т.д. Однако до декабря 1986 года в течении одного года с начала перестройки  в республике не произошло конкретных заметных перемен. Так же были отдельные реформы по отраслям хозяйства но они тоже были не реализованы.И вот в таких условиях произошло события в декабре 1986 в городе Алматы.

16 декабря в 10 часов состоялся Пленум ЦК КПК. На повестке дня стоял лишь один вопрос-организационный. Это был самый короткий в истории Пленум время его работы – 18 минут.

1 группе - Ребята какой вопрос решался?

Ответ:Смена политического руководства страны Д.Кунаева на Г.Колбина.            

 Причины:

1. Несогласие с назначением Г.В.Колбина.
2. Командна-административные методы руководства регламентированные из центра.
3. Систематическое игнорирование основных принципов, декларируемых Конституцией, и принципов перестройки.
4. Превращение казахов в этническое меньшинство, снизилось влияние национальной истории, культуры, языка.

Повод: Назначение Г.В.Колбина на пост Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана (человека, не знакомого республиканской общественности, он не являлся гражданином республики, у него не было прописки в Алматы, не был принят на учёт ни в одну из парторганизаций Казахстана).

Народ недоумевал, почему Г.Колбин? И кто он такой?Почему не наш казахстанец? Пусть он будет казах,русский,немец но «наш»!

1 группе:Что произойдет далее?

16-17 декабря на площадь вышли студенты, рабочая молодежь.Судьба казахского народа вновь была решена командно-административным методом. Но в этот раз такое игнорирование народа республики встретило открытое сопротивление. Народ защищал свои демократические права, интересы страны.

1 группе: Какой характер носили декабрьские события?

Характер: мирный, политический, не содержала призывов к свержению государственного строя (национально-освободительное движение за свободу и независимость).

Движущие силы: рабочая и учащаяся молодёжь.

Ход событий:

15.12.1986год                           

            16.12.1986 год

Из Москвы в Алма-Ату прибыл заворготделом ЦК КПСС Г.Разумовский и Первый секретарь Ульяновского обкома Г.В.Колбин

Пленум ЦК Компартии Казахстана освободил от должности Д.А.Кунаева

17.12.1986год                                          

18.12.1986год                                          

Казахская молодёжь вышла на главную площадь республики.

Против демонстрантов брошены силы милиции и внутренних войск.

Учениками собран материал по теме и распределён по группам.

2 группе: Такой бунт мог ли иметь успех?

Что можете рассказать о Кайрате Рыскулбекове?

Каковы последствия и историческое значение декабрьских событий?

В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986 года. Активно шел поиск националистов. Первую попытку прорвать зановес молчания предпринял Мухтар Шаханов весной 1989 году выступив с требованием обьективно рассмотреть декабрьские события в Алматы на первом съезде народных депутатов СССР. Показ видеоролика М. Шаханова

Только через 3 года в 1989г Верховный Совет Казахской ССР осудил постановление ЦК КПСС в котором говорилось что события в декабре 1986г в Алматы было проявлением казахского национализма которая была направлена против государственной власти и народов не коренного населения республики.

Закрепление 1 группа  стратегия «Фишбон»–  изучает и даёт анализ по теме.

2 группа стратегия  «Инсерт»– изучает и даёт анализ по теме

Учитель: Вопросы для закрепления на экране

Заполнение таблицы

 «отрицательное»                            

«положительное»

1. Жестокие репрессии (осуждены 99человек), исключены  , из партии – 52, из ВУЗов 264 студента, из комсомола – 78. 

2. Усилилась «охота за ведьма и«коррупционеров», преследованиям подверглись академики У. Джолдасбеков, Н.Надиров, учёный – антрополог  Р. Исмагулов.

3. Приём в вузы и на работу осуществлялся по национальному признаку.         

1. В феврале 1989года по инициативе О. Сулейменова     возникло антиядерное  движение « Невада – Семипалатинск».

2. Начали образовываться организации и движения- «Адият» и «Мемориал».

3. Летом 1989года Г.Колбин был отозван в Москву, а Первым секретарём республиканского ЦК был избран Н.А.Назарбаев.

V. Итоги: В канун празднования 15-ой годовщины Независимости РК, на площади вАлма-Аты был установлен памятник, который символизирует старый, ушедший тоталитарный режим и Новый мир современной республики с демократичными преобразованиями.

VI. Вывод: Патриотическое движение казахского народа, стало одной из ярчайших страниц многовековой народной летописи и положило начало мощному демократическому движению во всём, казавшемся могучим и непобедимым.

VII. Домашнее задание: стр. 66-69.

«Моя точка зрения на события 1986года» - эссе.

VIII. Выставление оценок.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз