Корейская косметика премиум класса

Кто такие казахи?

Каждый человек, каждая нация и каждое государство хотят получить свою безусловную независимость. Открыв учебник истории, мы убеждаемся, что у определенного государства есть своя история. История создания, становление на путь развития и, наконец, обретение независимости. Наши предки не были исключением. Они желали суверенитета своей земли на протяжении многих веков. Благодаря желанию и боевому духу они превратили некогда кочевую цивилизацию в суверенную процветающую страну. Это стоило им бесчисленных жертв и лишений. В конечном итоге мы, нынешнее поколение, можем жить в полном мире и не думать о завтрашнем дне. Заглянем в далекое прошлое и, наконец, выясним, чего на самом деле стоили пережитые нами моменты тишины и покоя. Давайте узнаем, насколько сложен этот бой.

Находясь между империями Востока и Запада, Средняя Азия с самых давних времен была местом перехода основных цивилизаций. В пустынных землях Казахстана кочевые племена установили первые торговые отношения между соседними империями, что и дало начало их названию: казахский означает «свободный» или «странствующий». Позже тюркское население основало первые поселения с политическим управлением: ханства или каганатос, управляемые ханом. Вокруг него выросли города, положив конец кочевому образу жизни. Торговля продолжала функционировать на основе караванов, и на ее маршрутах стали появляться места отдыха - караван-сараи, где купцы могли найти хлеб и приют. Таким образом, через пустыни Казахстана были открыты многочисленные торговые пути, в том числе знаменитый Шелковый путь. Помимо товаров, караваны доставляли к месту назначения последние новости культуры и науки; это сделало их распространителями прогресса.

Первые народы

Первые годы истории Казахстана характеризуются беспорядочным шествием кочевых народов, в основном с востока, которые оставили мало следов около 500 г. до н.э. Саки поселились на юге нынешнего Казахстана, являясь частью обширной сети кочевых скифских культур, которая простиралась через степи от Алтая до Украины. Саки оставили множество курганов, на некоторых из которых были обнаружены сказочные золотые украшения, часто с животными мотивами (многие образцы выставлены в музеях страны). Самым великолепным из всех является Золотой Человек, останки одетого воина, ставшие национальным символом.

Начиная с 200 г. до н.э., гунны, а за ними несколько тюркских народов прибыли на территорию нынешней Монголии и северного Китая. Первые тюрки оставили балбалы, антропоморфные стелы с изображениями почитаемых вождей, расположенные в священных и погребальных местах, и сегодня выставленные во многих музеях. С 550 по 750 год южная половина современного Казахстана была крайним западом империи kökturk («небесных турок»), происходящих из Маньчжурии.

С середины с. IX, крайний юг попал под влияние династии Саманидов, базировавшейся в Бухаре; Такие города, как Отрар и Ясы (Туркестан) процветали благодаря сельскому хозяйству и торговле на Шелковом пути. Тюркские караджаниды южной казахской степи вытеснили Саманидов в конце XIX века. X ассимилировали их оседлые обычаи и построили одни из самых старых построек (в Таразе и его окрестностях), которые сохранились до наших дней.

Чингисхан

К 1130 году Караджаниды были заменены Китаном, буддийским городом Монголии и севера Китая. Государство Китан, известное как Каракитайское ханство, простиралось от Синьцзяна до Трансоксианы, но в начале с. XIII восходящие силы с обоих концов захватили его. На западе Трансоксиана попала в 1210 году к империи Корасмия, основанной в одноименном городе к югу от Аральского моря. На восток Чингисхан послал армию, чтобы сокрушить Китан в 1218 году, а затем сосредоточил свои усилия на империи Корасмии, которая по опрометчивой причине убила 450 своих торговцев в Отраре. Самая большая монгольская армия (около 200 000 человек) разграбила города Отрар, Бухару и Самарканд, а затем направилась в Европу и на Ближний Восток. Средняя Азия вошла в состав Монгольской империи. После смерти Чингисхана в 1227 году его огромная империя была разделена между его сыновьями. Самые далекие земли центральной части Монголии (к северу и западу от Аральского моря) остались в руках потомков его старшего сына Джучи и образовали так называемую Золотую Орду. Юго-восток современного Казахстана был частью Чагатайского ханства, территорий, унаследованных вторым сыном Чингисхана, Чагатаем. В конце с. XIV крайний юг страны был завоеван самаркандскими тимуридами, архитекторами мавзолея Ясауи в Туркестане, одного из крупнейших сохранившихся построек на Шелковом пути Казахстана.

Казахи

История казахов начинается с узбеков, группы исламизированных монголов, чье имя происходит от вождя Озбега (Узбега), который контролировал большую часть казахской степи, когда Золотая Орда распалась в с. XV.
В 1468 году внутренний спор разделил узбеков на две группы. Те, кто остался к югу от Сырдарьи, правили из Бухары как династия Шайбанидов и в конечном итоге дали современному Узбекистану его имя. Те, кто остался на севере, сохранили кочевой образ жизни и приняли имя казахов от тюркского слова, означающего «безбилетник» или «авантюрист». Образовавшееся ханство казахов представляло собой конфедерацию кочевых народов, которая для с. XVIII уже простирался почти на весь юг, запад и центр нынешней страны, потомков монголов и первых тюркских жителей.

Казахи были сгруппированы в три орды, с которыми они идентифицируют себя до сих пор: Большой Юг; медиана центра, севера и востока; и меньшее из запада. Каждый из них управлялся ханом и состоял из нескольких кланов, вожди которых носили титулы аксиал, би или батыр.

Зунгарское ханство, состоящее из воинственного монгольского клана ойратов, покорило Восточный Казахстан между 1690 и 1720 годами в результате того, что казахи называют Великой катастрофой. Аблай-хан, лидер Средней Орды, который пытался объединить казахское сопротивление ойратам после 1720 года, в конце концов был избран ханом трех орд в 1771 году, но к тому времени они были на грани того, чтобы стать вассалами России. Обретение суверенитета нашей страны тесно связано с именем хана Абылая. Это знаменательное событие совпало с 280-летием со дня рождения Абылай-хана.

Именно с него началось восхождение по многоступенчатой ​​лестнице, имя которой - «Независимость». Хан Абылай - ключевая фигура в истории Казахстана 18 века, один из крупнейших государственных деятелей Средней Азии в современную эпоху. Академик В.В. Бартольд отмечал: «Самым могущественным из ханов XVIII века был хан Абылай» [1]. Абылай отличался оригинальностью и наличием яркой личности, таланта политика и полководца. Эти черты сложились в переломный и драматический период истории казахского народа. О хане известно много, имеется обширная литература. Но, несмотря на это, академик Р. Сулейменов отметил: «Имя Абылая - обойденная, незамеченная страница нашей истории». Действительно, если вы посмотрите, в советское время не только его личность, но и связанный с его именем полувековой период прошлого оказался белым пятном, плохо освещенной страницей истории. Выдающийся советский историк А. Понкратова писала: «Среди историков есть неизбежное стремление ухудшить историю казахского народа, вопреки исторической правде, я совершенно не понимаю, почему грузинские короли и узбекские ханы могут считаться прогрессивными лидерами в подобных условиях. , а казахи должны очернить Абылая и Кенесары Касымовых?» [2]

Во времена Абылай-хана Казахстан был огромной территорией. От Алтая и Иртыша на востоке до Жайка на западе, от Тобола на севере до Сырдарьи на юге - все это территория Казахстана. Но он не представлял собой централизованное государство, разделившись при этом на три этнотерриториальных образования - жузы. И хотя Тауке-хану удалось на некоторое время стабилизировать ситуацию, к концу его правления народ был охвачен раздорами и междоусобицами. При этом удобное географическое положение и прекрасные природные ресурсы привлекали внимание правителей других государств. Ослабление центральной власти позволило правителям активизировать свои агрессивные действия. Гл. Валиханов охарактеризовал эту ситуацию следующими словами: «Первое десятилетие XVIII века было ужасным временем в жизни кыргызского народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили свои улусы, угнали скот и целыми семьями брали киргизских пленных» Прибытие русских Особую опасность представляла Джунгария. К тому времени он превратился в крупное военно-феодальное государство. Обретение власти государством связано с именем его правителя тех лет - Цеван Рабтан. В его заслуги также входит подавление своенравия нойонов, усиление центральной власти, покорение Восточного Туркестана, который в то время грыз внутренние распри.

По своей мощи джунгары превосходили казахов в военно-техническом отношении. По сведениям русского офицера Ивана Унковского, посетившего Джунгарию в 1722 году, в этой стране работали заводы по плавке железной руды и цветных металлов. Казахи тоже выплавляли руду, но в ограниченном количестве, и у них не было заводов. Численность джунгарского войска насчитывала более 60 тысяч человек, а во время войн могла достигать 100 тысяч. Они были вооружены не только луком, саблями и копьями, но и не пренебрегали винтовками и пушками. Казахи оттачивали свои боевые навыки в непрерывных войнах, которые велись для защиты собственных земель. В боях войска использовали кавалерию, которая была маневренной и подвижной. По мнению А. Левшина казахи воевали «копьями, саблями, ружьями и чаканами (топорами с длинным топором), а для защиты от ударов врага надевали снаряды, а иногда и каски. Ружья везут из Хивы, Бухарии, Ташкента, Кашкара. Производится порох. дома» [4].

В дальнейшем агрессивность джунгаров продолжала только расти, не прекращаясь. Особенно жестоким и беспощадным было нашествие 1723 года, сопровождавшееся истреблением казахов Старшего и Среднего жузов. Казахские ханы и султаны не смогли мобилизовать народ и дать отпор врагу. Эти трагические события вошли в историю, память народа, как годы «Великого бедствия» - «Актабан Шұбырынды». Население Старшего и Среднего жузов в панике бежало в Среднюю Азию. Но они не учли того, что эти переходы, как А.И. Левшина, «повлекло за собой неминуемые разорение и смерть. Стада и стада с каждым днем ​​уменьшались, обменная торговля прекратилась, бедность и страдания стали повсеместными: одни умирали от голода, другие бросали своих жен и детей. «Джунгары, в свою очередь, не ограничились простым разграблением степных областей. По свидетельству упомянутого ранее А. И. Левшина, они всего в 1723 году отняли у казахов столицу своих ханов - Туркестан, Ташкент и другие города. Сайрам [4].

Только войдя на казахскую землю, джунгары встретили ощутимое сопротивление наших предков. Не остались в стороне от сопротивления и десятки боевых батыров. Богенбай, Тайлак, Саурык, Жанибек, Малайзары и многие другие нанесли захватчикам значительный урон. Чтобы изгнать калмыков и одновременно объединить усилия народа, весной 1726 года был созван курултай у горы Ордынская Баса.
Непосредственно в курултае приняли участие представители всех трех жузов. Под смертельной угрозой казахский народ сплотился, в результате на курултае было решено сформировать генеральное ополчение. Главнокомандующим был избран хан Младшего жуза Абулхаир. Результаты не заставили себя ждать: уже в 1727 году казахское ополчение нанесло первое крупное поражение на берегу реки Буланты. Битва произошла в городе Кара-Сыр, прозванном «Калмак Кырылган» - «Место гибели калмыков». Обретение первых побед над врагом подняло боевой дух казахов, положило начало коренному повороту в ходе Отечественной войны. Дальнейшему развитию освободительной войны послужило также то обстоятельство, что правитель Джунгарии Цеван Рабдан был убит в результате заговора. Сразу же разгорелась борьба за право на престол между сыновьями и его сторонниками. Ко всему этому добавилось осложнение отношений с Китаем. Но при всех этих трудностях государство продолжало оставаться грозной силой. Более того, во главе государства стал неординарный человек Галдан Церен. И долгая и упорная борьба казахов за независимость не хотела заканчиваться. Эта борьба послужила еще одним поводом для прославления имени Абылай-бахадур-хана. Абылай, настоящее имя которого Абильмансур, родился в 1711 году. Он родился в семье правителя Ташкента султана Уали. Мальчик имел богатую родословную, ведущую свое начало от последнего Золотордын хана Барака, сын которого по прозвищу Аз Жанибек был одним из основателей Казахского ханства. Рано потерял отца: по некоторым данным, он, как и все его родственники, пал от рук захватчиков. Сам Абилмансур смог спасти верный слуга-воспитатель по имени Ораз. По мнению гл. Валиханова на тот момент ему было уже тринадцать лет. Через год беглецы вернулись в Сары-Арку. Пережив все невзгоды сиротской жизни, лишенный многих благ, Абылай несколько лет скитался по степи в поисках пристанища. По дошедшим до нас легендам, Абилмансур под именем Сабалака пасет верблюдов у знаменитого Толе-бия. Но по некоторым другим легендам он устраивается слугой султана Абулмамбета. Подолгу скитаясь по окрестностям Кокшетау, тем не менее нанят пастухом на Бай Даулетбай. Вскоре аристократические манеры пастуха стали замечать окружающие. Эти комментарии дошли до владельца, который вскоре узнал непростую историю своей жизни. Даулетбай предлагает молодому человеку стать им вместо сына, стать наследником его богатства. Его настоящие сыновья пали жертвами войн. Через некоторое время в пределах Кокшетау доносится зов Богенбая батыра: «Аттан!» (в походе). Утвердив решение юноши о своем намерении отправиться в Богенбай, Даулетбай благословляет и дает ему лучшую лошадь из стада. «Этим избранным конем был знаменитый Чалкуйрук, на котором Аблай сделал себе имя батыра и уважение киргизов (казахов)» [5], - писал Чокан Валиханов. Вступив в ополчение Богенбая, Абылай принимает активное участие в боевых действиях против джунгаров. Именно в этих боях, о которых упоминал Чокан Валиханов,
«Султан Абылай привлекает всеобщее внимание. Участвуя во всех набегах, сначала как обыкновенный воин, она проявляет необычайную храбрость и хитрость. Его полезные советы и стратегические соображения укрепляют имя стоящих за ним мудрых» [6].
Его звездным часом была Аниракайская битва. После поражения джунгаров казахами в 1727 году новый правитель калмыков три года готовился к реваншу. Крупнейшее сражение этой войны произошло в 1730 году в городе «Аныракай», в 120 км к югу от озера Балхаш. По мнению Бухара Жырау и поэта Умбетей, эта битва стала знаковой для Абилмансура. Вступив в единоборство с племянником грозного Галдана Церен - Шарышмом, обезглавив его, он с криком «Абылай!» бросился к врагу. Битва завершилась полным поражением джунгаров и, соответственно, блестящей победой казахского народа. По легенде, после окончания битвы хан Абулмамбет пригласил к себе того самого воина, который победил Шарыша. После всех приветствий и поздравлений хан спрашивает, что означает его крик. И молодой человек рассказал ему свою историю и свою родословную. Тогда Абулмамбет-хан, усадив его по правую руку, назначил султаном - правителем Среднего жуза. При этом он сказал: «Отныне пусть ваше имя будет Абылай». В итоге благодаря объединенным силам всех трех жузов наши предки одержали победу над ойратами, которые были вынуждены поспешно отступить. К этому времени скончался старший казахский хан Болат. На его место претендовали трое претендентов, но выбор пал на молодого султана Абулмамбета. Два других претендента, Абулхаир и Семеке, естественно, не согласились с этим выбором. Вот как описывает эти события М. Тынышпаев: «Старик Абулхаир, человек крайне амбициозный, не выдержал такой обиды, и Семеке не могла согласиться с таким выбором, после ухода Абулхаира с фронта ушли и Семеке с единомышленниками. перед» [7].

Итак, по вине правителей была упущена возможность полностью вытеснить ойратов с территории региона. В этих условиях казахский народ остро нуждался в общепризнанном лидере. Нужен был человек, способный объединить все три жуза и встать во главе национально-освободительного движения. И нашли такого человека в лице Абылая. В разгар всех этих событий Абулхаир-хан двинулся на запад, ближе к границам России. Там он срочно оборудовал посольство в Петербурге с целью просить шефство и гражданство. Как догадались многие выдающиеся исследователи истории Казахстана: А. Левшин, В. Бартольд, М. Тевкелев - это прошение о покровительстве и гражданстве было связано с его личными мотивами. Например, В. Бартольд писал: «Предлагая свое гражданство россиянам, он имел в виду только личные цели, с помощью русских надеялся укрепить и упрочить свою власть, может быть, даже стать главой всего кыргызского народа.» [8]. Как уже упоминалось ранее, Казахстан давно привлекает внимание правителей других государств. Царское правительство не было исключением из этого правила. Более того, Казахстан имел стратегическое положение на пути к южным и восточным рынкам. Еще Петр I называл Казахстан «ключом и воротами во все страны Азии, и для этого Орда должна быть под защитой России».Русская экспансия в Сибирь натолкнулась на Зунгарское ханство, против которого они построили серию фортов на северной границе Казахстана. Казахи искали защиты царя от ойратов, и канцы трех орд присягали русской короне между 1731 и 1742 годами. Постепенно Россия расширяла свою «защиту» ханств, пока не аннексировала и не уничтожила их, несмотря на непрерывные восстания. Казахи. По некоторым оценкам, из четырех миллионов казахов один погиб в восстаниях и голоде до 1870 года. Между тем отмена крепостного права в России и на Украине в 1861 году способствовала переселению крестьян-поселенцев в Казахстан.

В результате в середине 19 века Казахстан полностью вошел в состав России. И хотя это обеспечивало хорошую защиту от атак со стороны других государств, оно напрямую зависело от другого государства. А о независимости в таких условиях можно было забыть надолго. Дальнейшее развитие Казахского ханства происходило по типу европейской модели развития: упразднение института ханской власти и введение новых систем управления регионом. Несмотря на героическое сопротивление колонизации региона ханом Кенесары, руководившим народным ополчением, а также восстания С. Датула, И. Тайманулы вместе с М. Утемисулы и другие серьезные действия, Казахское ханство как независимое государство перестала существовать.

Коммунистическая эстафета и «развитие»

В беспорядке после большевистской революции 1917 года казахстанская шовинистическая группа Алаш Орда попыталась сформировать независимое правительство, базирующееся в Семее. Если междоусобица в Российской Федерации быстро распространилась по Казахстану, Алаш-Орда в конечном итоге присоединилась к союзу с победившими в 1920 году большевиками, несмотря на то, что Революционная группа Казахстана (РПК) позже освободилась от членов партии. Алаш. За это время в Поднебесную, а также в другие государства бежало количество казахов на сто тысяч рублей.

Последующая катастрофа, попавшая в руки казахов, положила конец бродяжничеству среди 1929 года и в 1933 году. С приходом российского правительства крупнейшее полукочевое население общества было преобразовано в оседлых земледельцев, что стало еще одним шагом в развитии. рост развития. «Марксистский. Ни в коей мере не приученные к аграрному хозяйству и с непригодной для активного возделывания территорией, сотни тысяч людей умерли от голода и болезней.

На протяжении 1930-х и 1940-х годов, все без исключения, все больше и больше людей из других частей Советского Союза (депортированных также рабочих) приезжали в рабочие лагеря и новейшие промышленные мегаполисы Казахстана. В период 2-го международного сражения в западных составных частях Советского Союза существовала единственная метрополия, которую можно было переселить. Что касается ГУЛАГа, то только Кашлык был популярнее Казахстана. Еще 800 000 иммигрантов поступят в 1950-м году, если Никитка Хрущев решит реализовать план «Целинные земли», а также вспахать 250 000 км2 северных казахских степей для выращивания пшеницы. Рабочие лагеря прекратили свое существование в середине этого десятилетия, однако многие выжившие выжили, и все без исключения русские, украинцы и люди других русских национальностей начали работать в угольной, черной металлургии и водонефтяной промышленности. Казахстана. Некоторые казахи в государстве упали до менее 30%.

Во время холодной войны Советский Союз принял решение, что Страна также была «пустой» и «удаленной» до такой степени, чтобы сформировать свой главный ядерный объект - Семипалатинский объект. В 1989 году государство приняло участие в первом крупном народном протестном движении в Советском Союзе: Движение Невада-Семей (Семипалатинск), что привело к прекращению ядерных испытаний.

Независимый Казахстан

Нурсултан Назарбаев начал процветать в ПКК в 1970-х годах. Он стал первым секретарем партии в 1989 году и с тех пор правит страной. В 1991 году он не приветствовал распад СССР, и Казахстан был последней советской республикой, провозгласившей свою независимость. На многопартийных выборах 1994 года был сформирован парламент, который помешал Назарбаеву проводить реформы свободного рынка, поэтому в 1995 году он распустил его и назначил новые выборы, которые дали ему благоприятную палату. Вскоре после этого на референдуме подавляющее большинство продлило его президентский срок до 2000 года.
С годами Казахстан из части одной из великих держав превратился в независимое, современное, развитое государство, поддерживающее мирные отношения со всеми странами.

III

Заключение

Наши предки прошли труднейший путь, от зарождения ханства до установления суверенитета государства. История казахской земли полна событий, волнений, невинных жертв и несправедливости. Но без всего этого не было бы ничего. И даже если бы это было так, все было бы совсем иначе, возможно, худшее, а может, и лучшее. Они добились того, чего так долго хотели. Они достигли ощущения свободы и чистого неба. Мы, новое поколение, никогда не должны этого забывать. Мы обязаны бережно хранить эти воспоминания.

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

Факультет философии и политологии

Кафедра религиоведения и культурологии

Специальность: культурология

Секен Аружан

Руководитель производственной практики: Есболова М.А.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Қарап көріңіз

×