Өлең, жыр, ақындар

Методика преподавания русского языка в казахских классах

Русский язык – национальное достояние русского народа, один из наиболее развитых языков мира. В Республике Казахстан русский язык является средством общения русских лиц и лиц нерусской национальности. По Конституции Республики Казахстан русский язык получил статус официального языка наряду с государственным, казахским.

Основная цель обучения русскому языку казахов и других лиц нерусской национальности – помочь учащимся овладеть знаниями о русском языке и его богатствами, вооружить учащихся умениями и навыками свободного пользования устной и письменной речью. Работаю учителем русского языка уже 8 лет. В 2020 году мне было предложено поделиться опытом на областной конференции по теме «Национально-культурная специфика речевого поведения в теории и практике преподавания русского языка». Данная тема заставила задуматься над решением назревшей проблемы в обучении русскому языку казахов и других лиц нерусской национальности в условиях русскоязычной школы. В классах, где я преподавала, казахи и другие лица нерусской национальности составляли большую половину. До конференции никто не поднимал проблему обучения русскому языку других лиц нерусской национальности в русскоязычных классах. Чтобы решить данную проблему, я начала поиск новых форм, приемов, методов. Ведь существуют же методики преподавания русского языка в казахскоязычной школе, казахского языка в русскоязычной школе. А вот с методикой преподавания русского языка лицам нерусской национальности в русскоязычных классах я не встречалась на своем преподавательском пути. До 2020 года никто даже не задумывался о специфике обучения казахов русскому языку в условиях, о которых сказано выше. Я хорошо понимаю, язык народа – это способ мышления. И постижение языков разных народов расширяет горизонты мышления. Сегодня я вижу цель как учителя-словесника не только в том, чтобы дать знания, но и формировать у учащихся посредством обучения русскому языку интерес и уважение к другим народам. Цель определяет задачи:

- независимо от типа школы по языку обучения учащиеся должны знать язык Республики Казахстан и язык межнационального общения;

- быть подготовленными к дальнейшей жизни, учебе, труду в условиях Казахстана.

Для учителя-словесника в русскоязычных классах задачи, я думаю, должны быть специфическими:

- помочь учащимся средствами своего предмета глубже осознать и усвоить общечеловеческие гуманистические ценности русской и казахской национальных культур;

- способствовать адаптации школьников к условиям данной республики;

- помочь им глубже осознать в процессе обучения историю и духовные ценности русской нации, позаботиться о сохранении и развитии национальной самобытности и самосознания детей разных национальностей, обучающихся в русской школе.

Решение поставленных задач вышеизложенной проблемы потребовало от меня применения новых форм и видов учебной деятельности, ведущих к освоению умений и навыков устной и письменной речи, ее правильности и культуры, выражающейся в точности, осмысленности, целесообразности, выразительности, богатстве. Освоение всего вышеперечисленного способствует воспитанию культуры речевого поведения у учащихся нерусской национальности применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата.

«Риторический айтыс» - это одна из форм урока, отражающая национально культурную специфику речевого поведения. Я долго искала форму урока, способствующую эффективному обучения русскому языку лиц нерусской национальности. В итоге поиска - создание собственной концепции данной формы урока.

«Риторический айтыс» - это дискуссия с разделением интеллектуальных функций, основанная на дебатной технологии. Примеры формы: увлечь собой. Функция: как сердцу высказать себя. Компонент – личностно-ориентированный. Приемы: «свободный микрофон», говорения, обсуждения, сочинения, высказывания, слушания. Стратегии: «ассоциации», «кластер», «оставьте последнее слово мне», «интервью от мира героя», «тонкие и толстые вопросы», эссе, групповая работа, «авторский стул», «мастерская писателя», «синквейн», «мозговой штурм». Обязательны три этапа: побуждение, осмысление, рефлексия. Методы: словесный, наглядный (рисунки, газеты), практический, самостоятельный, индивидуальный опросы, фронтальный опрос, проблемно- поисковый, привитие интереса к учению, предмету учащихся нерусской национальности (казахов). Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.

Спанова Айдана Жасулановна


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз