Өлең, жыр, ақындар

Ж. Делез и Ф. Гваттари Трактат о номадологии.

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ

Магистрант 1-го курса Еділбаев Диас

В данной работе освещается кочевая (номадическая) и оседлая культурыа , где рассматриваются как этапы эволюции, одна предшествующая второй в качестве более низкой ступени цивилизации. 

Номадизм - это организация жизнедеятельности в условиях степной зоны, связанная с сохранением жизненно важных пастбищ, для чего необходимы были перекочевки. Скотоводство не давало больших богатств, хотя и позволяло безбедно существовать. Для экспансии кочевникам недостаточно было просто пасти скот, нужна была новая система соединения человека, животных и средств передвижения, иначе говоря, скот, конь, телега и человек соединялись в такой комбинации (сборке по терминологии Делёза и Гваттари), которая позволяла перемещаться большим массам людей на дальние расстояния.

Ряд специалистов, в частности Жиль Делёз и Феликс Гваттари считают, что кочевые общества существуют за счет взимания дани с оседлых государств, что вызывает сомнения. Кочевая цивилизация Евразии связана с организацией жизнедеятельности в условиях степной климатической зоны, требующей постоянных перекочевок для производства достаточного количества скота. Ее особенность заключается не в грабежах и получении дани с других обществ, а в специфической компоновке  человека, животных и средств передвижения, что позволяло перемещаться большим массам людей на дальние расстояния. У кочевников не было жесткой привязки к земле, как у оседлых народов структура общества строилась не по иерархической вертикали, а по клановой системе.

Благодаря мобильности, эффективной комбинации оружия, коня, средств передвижения и обучения навыкам ведения боевых действий кочевники имели преимущества в способах ведения войны, их армия не была наемной или регулярной, а представляла народ-армию. Способность к эффективному ведению войны содействовала экспансии кочевников и освоению евразийского пространства.

Номадическая культура имела свои особенности, связанные с соединением кочевого и оседлого населения в едином государстве. Со временем номадизм как культура и ментальность не исчезает, он сохраняется в Российской империи в виде клановой системы власти. Большие пространства и отсутствие федерализации и сегодня стимулируют возврат к клановым отношениям.

Целостность номадистского общества весьма разнообразен по составу населения поддерживалась, не только благодаря сохранению традиций, законов, обычаев присоединенных племен и народов, но также путем сакрализации вождя. 

В целом Номадизм  не исчезает, более того можно предположить, что глобализация ведет к востребованности его принципов открытости, подвижности, неиерархическому устройству жизнедеятельности, формированию первичных «стай» для изобретения прорывных технологий и т.д. Например, Американский образ жизни, который становится все более популярным в мире, во многом воспроизводит нома-дическую культуру мобильность, самостоятельность местных общин, подчинение религии интересам нации и экономики. 

 


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Жазбаға пікір жазуға рұқсат жоқ.


Қарап көріңіз