Өлең, жыр, ақындар

Немое кино. Жанры

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Баймерден Темирлан Ерланулы
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна

Немое кино – самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов, но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хватало одного только звука, то с его введением мы лишились всех достижений, завоеванных чистым кинематографом.

(с) Альфред Хичкок

Кинематограф берет свое начало в 1878 году, когда Эдвард Майбридж снял лошадь в движении с помощью 24 стереоскопических камер. Это было сделано в Калифорнии. По сути это была покадровая съемка, причем лошадь сама включала камеру, разрывая нити, натянутые поперек дороги. Сложенные вместе, кадры составляли настоящий короткий фильм. Второй фильм, и самый старый из сохранившихся, был снят в Западном Йоркшире, в Англии, в октябре 1888 г. Он получил название «Сцена в саду Роундхей» и длился не больше 2 секунд.

Если братья Люмьер использовали кинопленку скорее для фиксации интересных кадров, то француз Жорж Мельес сделал кино постановочным и зрелищным. Он использовал различные приемы и снимал то, чего не могло быть в действительности. Самый известный пример — кинофильм «Путешествие на Луну» (1902 г.), в котором высадившиеся на Луне ученые встречаются с жителями Луны — селенитами. В этом фильме впервые были опробованы такие приемы, как совмещение разных по масштабу объектов в одном кадре, «превращение» одного объекта в другой и т.д. По сути Мельес впервые показал, что кино — отдельный вид искусства, со своими приемами и законами. Параллельно с ним английские кинематографисты изучали и активно использовали различные приемы внутрикадрового монтажа.

Следующий шаг к современному нам кино сделал американский режиссер Эдвин Портер. В 1903 году он выпустил фильм «Большое ограбление поезда», в котором не только использовались спецэффекты того времени, но и была рассказана настоящая драматическая история. Благодаря монтажу, режиссер переносил зрителя из одного места в другое, показывал две параллельно развивающиеся истории.

Постепенно кино развивалось, документальные фильмы уступали место игровым: комедиям, вестернам, драмам. Кино в США от «операторского», где главную роль играла съемка, постепенно стало «режиссерским», а затем и «продюсерским», когда во главу угла ставилось четкое производство, качественный сценарий, известные актеры. Расцвет немого кино в США 20-х годов связан в первую очередь, с комедийным жанром — фильмами Чарли Чаплина («Малыш» 1921г., «Цирк» 1928 г.) и Бастера Китона («Три эпохи», 1923 г., «Шерлок младший», 1924 г.).

Немое или как его часто называют черно-белое кино – это как черный квадрат Малевича в живописи, грандиозный космический взрыв. В чёрно-белом кинематографе было придумано всё то, что потом получило развитие в звуковых и цветных фильмах. Все современные жанры: комедия, мелодрама, фильм ужасов, психологическая драма – родились на том первом, «немом» экране. Чёрно-белое – это высшее художественное проявление искусства. Цвет и звук, как бы это ни казалось парадоксально, разрушают тайну.

Поэтому киноязык такого кино целиком был сосредоточен на игре актеров, которым нужно было передать любую эмоцию с помощью выражения лица или движений тела. Из-за этого немые фильмы сегодня могут казаться слишком гротескными и наигранными. Интертитры — короткие вставки с диалогами или пояснением того, что происходит на экране — появились не сразу.

Музыка поначалу была просто фоном и задавала общее настроение. На сеансах играл оркестр, но чаще дирижер, который мог до этого и вовсе не видеть картины — приходилось импровизировать. Вскоре, однако, она стала играть важную роль, передавая настроение персонажей. Вместе с пленкой в кинотеатры начали присылать нотные партии. Например, в знаменитой немецкой ленте «Носферату, симфония ужаса» 1922 года музыкальное сопровождение играет важную роль в создании нужной атмосферы страха.

Жанры

Универсальный жанр — это комедии. В немом кино комедии строятся на визуальном юморе: обман ожиданий, ритмичный монтаж, мизансцены. Такие приемы используются в кино до сих пор. Главными двигателями американской комедии 20-х были Чарли Чаплин, Бастер Китон и Гарольд Ллойд.

Немецкий экспрессионизм — ведущее направление кинематографа в 1920–25 годах. Жанр возник под влиянием экспрессионизма в живописи после поражения в Первой мировой войне, когда немецкий кинематограф оказался изолирован. В немецком экспрессионизме большое внимание уделялось декорациям и гриму, а сами фильмы исследовали темы безумия и страха.

В 20-е годы в советском государстве процветал киноавангард — экспериментальное направление в кино, вдохновленное авангардным театром. Новая государственность требовала нового киноязыка. После Октябрьской революции за кинопроизводство взялись молодые режиссеры, которые воспринимали любой госзаказ как творческий вызов, исследуя возможности пленки, камеры, монтажа и актерской игры. Кино молодого социалистического государство вызывало интерес во всем мире, и многие приемы, придуманные в тот период, используются в кино до сих пор.

Немой кинематограф воспринимался современниками как законченный жанр со своими правилами производства. Кроме того, фильмы без звука не требовали перевода (кроме интертитров), поэтому их было легко продавать по всему миру. Появление звука и успех фильма «Певец джаза» в 1927 году сломали эту систему. В частности, об этой смене эпохи рассказывает фильм «Поющие под дождем» (1952). Одна из героинь, Лина Ламонт, ведет успешную карьеру актрисы немого кино, однако сталкивается с трудностями при переходе в звуковое: она обладает неприятным голосом и совсем не умеет петь. В итоге Лина теряет работу.

Несмотря на то, что многие деятели кинематографа противились распространению звука, со временем он все равно взял вверх. Немые же фильмы стали восприниматься как часть отжившей эпохи и уничтожались за ненадобностью — сегодня большая часть пленок той эпохи не сохранилась. Реформу кинематографа пережили тоже не все: кто-то из режиссеров и актеров смог адаптироваться к реалиям, а кто-то остался в жанре немых фильмов и оказался забыт. Например, сегодня имя Чарли Чаплина до сих пор на слуху, а имена Китона и Ллойда известны уже меньше.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз