Өлең, жыр, ақындар

Немецкий экспрессионизм в кино

                Немецкий экспрессионизм — это художественное движение, которое возникло в Германии в начале 20-го века и нашло выражение в различных формах искусства, включая кино. Это направление стало особенно влиятельным в послевоенный период, когда страна переживала экономические и социальные потрясения после Первой мировой войны. Эти настроения нашли отражение в кино:

  • Тревожность и отчаяние: Фильмы часто выражали ощущение внутренней тревожности и отчаяния, проецируя психологические состояния персонажей на окружающий их мир.
  • Тема двойственности: Многие фильмы экспрессионизма исследовали тему двойственности человеческой натуры, показывая внутренние конфликты и темные стороны личности.

           Один из самых знаковых фильмов этого движения — "Кабинет доктора Калигари" (1919) режиссера Роберта Вине. В его основе был опыт солдат Первой мировой войны и их недоверие высшему командованию. Сюжет фильма — это история молодого Франца, который встречает сумасшедшего ученого, создавшего монстра-сомнамбулу. Монстр хочет убить возлюбленную Франца и его лучшего друга. 

         История усложняется ближе к финалу — осторожно, спойлер — наш герой оказывается ненадежным рассказчиком. Оказывается, он живет в психиатрической больнице и составил весь сюжет, используя в качестве моделей других пациентов и директора больницы. В 1920 году фильм выделялся постановкой мизансцены. Мизансцена — это все, что находится внутри кадра, декорации, реквизит, костюмы, грим, актеры, свет. Находкой фильма было использование мизансцены экспрессивно, а не реалистично.

    Вместо того, чтобы делать декорации, костюмы и реквизит настолько реалистичными, насколько это возможно, режиссер Роберт Вине вместе с продюсерами намерено искажали объекты. Все было сделано так, чтобы сбить зрителей с толку и выглядело максимально искусственно. От слишком крупных стульев, столов и дверей до невероятно остроконечных крыш и лунного света. Бледные лица персонажей с темным макияжем глаз, и даже походка актеров. Особенно жутко двигается убийца Чезаре. 

       Другой классик немецкого экспрессионизма, Фриц Ланг начинал как архитектор, и архитектурное мышление прослеживается в его кино. Кинематограф Ланга — это огромные, эпические пространства, с невероятной детализацией и сложным повествованием. Он позаимствовал композицию мизансцен из доктора Калигари, чтобы наполнить их богатыми и сложными сюжетами. Его фильмы не столько умственны, сколько чувственны. Ланг заворожен эмоциями, которые переживают герои. Его главный шедевр, «Метрополис» — это сочетание немецкой экспрессионистской техники и мощных спецэффектов. Действие фильма происходит в футуристическом обществе, в котором богатые живут в роскоши, возвышаясь над трудящимися массами.

«Метрополис» — это история любви между сыном правителя и бедной девушки, вполне типичная для антиутопии.

         Еще одного режиссера, без упоминания которого невозможно обсуждать немецкий экспрессионизм, звали Фридрих Вильгельм Мурнау. До того, как стать режиссером, он был искусствоведом и хотел снять «Дракулу» Брэма Стокера. Он поменял имена, локации и создал свою версию Дракулы в 1922 году. Фильм назывался «Носферату».

       Фильм Мурнау явно вдохновлен доктором  Калигари, но вместо искажения предметов и декораций, режиссер уделил внимание освещению, композиции, спецэффектам и гриму. Со временем, он заинтересовался жанром Kammerspielfilm, который показывал угнетенный средний класс Германии того времени. В новом жанре он продолжал экспериментировать, как и прежде, в особенности с использованием камеры.

        Экспрессионизм оказал значительное влияние на последующие художественные направления, включая сюрреализм и фильм нуар. Он оказал значительное влияние на мировое киноискусство, став важным этапом в его развитии. Эта кинематографическая традиция, зародившаяся в начале 1920-х годов в Германии, отражала глубокие социальные и политические изменения, которые произошли после Первой мировой войны. Экспрессионизм в кино был не просто художественным направлением, а культурным явлением, отражавшим тревоги и неопределённость времени.

        Ключевыми чертами немецкого экспрессионизма были сильная стилизация, преувеличенные формы, контрасты света и тени, а также подчеркнутая драматизация человеческих эмоций и состояний. Один из важных аспектов экспрессионизма — его реакция на урбанизацию и индустриализацию. Фильмы часто изображали город как угрожающее и подавляющее пространство, что отражало настроения эпохи.

          Влияние немецкого экспрессионизма на мировое кино нельзя переоценить. Он заложил основы жанров фильма ужасов и нуара, повлиял на визуальные стили таких режиссёров, как Альфред Хичкок и Тим Бёртон, а также на фильмы, исследующие психологические и философские вопросы. Экспрессионизм в кино стал примером того, как художественные течения могут интерпретировать исторические и социальные процессы через визуальный язык, продолжая оставаться актуальными и вдохновляющими для кинематографистов на протяжении десятилетий.

 

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Арнуркызы Гульнур
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна

https://www.kaznu.kz/ru

 


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар

Пікірлер