Өлең, жыр, ақындар

Казахстанская анимация: история, развитие и современные перспективы

         

         Анимационный фильм относится к числу социально значимых проектов, которые направлены на укрепление патриотизма, духовных и культурных ценностей. Влияя на воспитание подрастающего поколения.

         Казахстанская анимация — уникальный и динамично развивающийся сегмент национальной культуры и искусства. Несмотря на сравнительно недолгую историю, она прошла путь от первых экспериментов до создания полноценных анимационных студий, которые работают на международном уровне. За последние пятьдесят лет казахстанские аниматоры создали порядка 200 мультфильмов, среди которых есть обладатели международных наград. На сегодняшний день в стране насчитывается около 30 частных анимационных студий.

История становления

         Анимация в Казахстане начала развиваться в 1960-х годах, в эпоху Советского Союза. Первыми шагами стали работы киностудии "Казахфильм", которая в 1967 году выпустила первый казахстанский мультфильм — «Почему у ласточки хвост рожками». Режиссером этого проекта выступил Амен Хайдаров, которого называют отцом казахстанской анимации. "Фильм получил бронзовую награду на III Нью-Йоркском фестивале анимационных фильмов и побывал в 48 странах мира" Его работы, такие как «Мальчик и ласточка» и «Аксак кулан», заложили основы национального стиля, где элементы казахского фольклора и традиций органично сочетались с современными анимационными техниками. В советский период анимация в Казахстане была скорее эпизодическим явлением. Отсутствие специализированной школы, кадров и техники ограничивали её развитие. Однако художники и режиссеры старались передать через свои работы национальный колорит и сохранить культурное наследие.

Период независимости: вызовы и достижения

      После обретения независимости в 1991 году анимационная индустрия Казахстана столкнулась с серьёзными трудностями. Экономические проблемы и недостаток финансирования привели к спаду производства. Тем не менее, в этот период начался новый этап поиска собственного пути.  Значимым событием стало создание новых студий, таких как «Алтын Адам» и «Shine Studio». Эти компании смогли предложить более современные подходы к созданию мультфильмов. Среди ярких проектов этого времени можно выделить «Кожанасыр – новый уровень», который стал популярным благодаря адаптации традиционного персонажа в современном контексте.

Современное состояние

        В XXI веке казахстанская анимация начала постепенно интегрироваться в международное культурное пространство. Использование компьютерной графики и 3D-анимации, а также участие в международных фестивалях стали новой нормой. Среди современных проектов, которые заслуживают внимания, — «Ертөстік и Айдахар» (2013), первый казахстанский полнометражный анимационный фильм. Он стал важной вехой в истории национальной анимации, продемонстрировав возможности локальных специалистов.Также следует отметить сериалы, ориентированные на детей, такие как  «Казахские сказки», которые популяризируют казахстанскую культуру среди юной аудитории. Анимационный фильм "Шырак" от ARA Studios стал важным этапом в развитии казахстанской анимации. Он рассказывает историю маленькой свечи, живущей на чердаке, которая отправляется на поиски друга — игрушечной фигурки, похищенной котом. На этом пути герой сталкивается с миром людей, поглощенных гаджетами, и своим светом напоминает им о настоящих ценностях. Фильм не только поднимает важные социальные темы, но и отражает национальную философию, делая вклад в развитие казахстанской анимации. Над фильмом работала творческая команда ARA studios, в состав которой вошло около 20 молодых специалистов. Режиссером фильма является Мейіржан Сандыбай, а продюсером – Бақытжан Шабдукарим. Над фильмом работала творческая команда ARA studios, в состав которой вошло около 20 молодых специалистов. Режиссером фильма является Мейіржан Сандыбай, а продюсером – Бақытжан Шабдукарим. В 2023 году фильм был отправлен на более чем 80 кинофестивалей по всему миру. Он попал в шорт-листы таких фестивалей, как Cleveland International Film Festival (CIFF) и Kids First! Film Festival в США, Shanghai International Film Festival в Китае, Seoul International Children's Film Festival (SICFF) в Корее и Cartoon Club – International Festival of Animation Cinema, Comics and Games в Италии.

Особенности казахстанской анимации

  1. Национальный колорит. Важной чертой казахстанской анимации является внимание к фольклору, истории и национальной идентичности. Это проявляется как в сюжетах, так и в визуальных стилях.
  2. Современные технологии. Несмотря на ограниченные ресурсы, современные студии активно внедряют технологии CGI и компьютерной графики.
  3. Образовательная функция. Многие проекты создаются с целью воспитания детей, прививания им нравственных ценностей и знакомства с культурным наследием.

Проблемы и перспективы

Несмотря на прогресс, казахстанская анимация сталкивается с рядом вызовов:

  • Недостаток финансирования. Государственная поддержка остаётся ограниченной, что затрудняет производство крупных проектов.
  • Отсутствие кадров. Нехватка специалистов в области анимации остаётся острой проблемой.
  • Конкуренция с зарубежной продукцией. Голливудские и российские мультфильмы занимают значительную долю рынка, оставляя местным проектам мало пространства.

       Однако существуют и позитивные тенденции. Казахстанские студии активно участвуют в международных фестивалях, таких как Annecy и Berlinale, а также ищут сотрудничества с иностранными партнёрами. Создаются образовательные программы для подготовки молодых аниматоров.   Казахстанская анимация, несмотря на все трудности, является важной частью национальной культуры. Она продолжает развиваться, сохраняя традиции и интегрируясь в глобальное пространство. Будущее анимации в Казахстане зависит от государственной поддержки, участия молодёжи и внедрения инновационных технологий, которые помогут вывести эту отрасль на новый уровень.

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби
Факультет: Философии и политологии
Кафедра: религиоведения и культурологии
Специальность: Культурология
Студент 4 курса культурологии: Арнуркызы Гульнур
Руководитель: Кудерина Айжан Нурхамитовна

https://www.kaznu.kz/ru

#farabi.university  


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар