КГУ «Общеобразовательная школа №42»
Ауэзовский район, г. Алматы
Автор сценарной разработки: Уайспекова Айнур Шаймерденовна
Учитель Географии
Раздел 3. Структурные части и их взаимосвязи в географической оболочке
Школа КГУ «ОШ №42»
Дата 2018 год ФИО учителя Уайспекова А.Ш.
Класс 8 кол-во отсутствующих 0
Тема |
3.1 Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человечества |
Цели |
8.3.2.5 С дополнительным охватом местного компонента оценивает влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человечества 8.3.2.6 группирует негативное влияние человеческой деятельности на атмосферу и климат и предлагает пути их решения (на примере казахстанского компонента) К концу урока ученики смогут объяснить связь между климатическими условиями и хозяйственной деятельностью. Привести примеры, как деятельность человека влияет на природу и климат Выяснить, какие экологические проблемы присуще Казахстану Прийти к заключению о взаимосвязи всего живого на Земле. |
Критерии успеха |
Все знают примеры климатических явлений, а также их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека Большинство группируют негативное влияние человеческой деятельности на атмосферу и климат Некоторые предлагают собственные пути решения выхода из экологических проблем |
Языковые цели |
Учащиеся могут: Чтение-читают текст и анализируют Аудирование-слушают мнение других Говорение и письмо-устно и письменно излагают основные понятия по теме урока |
Привитие ценностей |
Национальная безопасность и глобализация нашей страны в решение общемировых и региональных проблем; Развивают интерес к предмету, коммуникативные компетенции, терпимость к другому мнению, воспитать уважительное отношение к окружающей природе |
Межпредметные связи |
Естествознание, биология, химия, физика, экология |
Использование ИКТ |
адекватное восприятие устной речи создание письменных и устных высказываний, презентаций, адекватно передающих информацию; приведение примеров, аргументов, формулирование выводов и презентация в качестве визуализации материала ; Умение использовать ценную информацию из интернета в процессе урока |
Предварительные навыки |
Понятие о климате и климатических проявлениях. Внимательность, критическое мышление, функциональная грамотность Понятие об экологии и экологических проблемах |
Ход урока
этапы урока |
Деятельность на уроке |
Ресурсы |
Начало урока 5 мин |
Приветствие. Психологический настрой на общение. (У). Ребята скажите, какие климатические явления мы знаем? (ветер, дождь, пыльная буря, засуха, заморозки) (Г). Перечисляет (У). В далекие времена, люди объясняли их как Веление Высших Сил. Все благоприятные или неблагоприятные ситуации с климатом, с собственным урожаем они списывали на волю Бога. Пошел град и перебил урожай-племя нагрешило, а если природа была благоприятной и собрался большой урожай-Бог хвалит своих детей. Сейчас мы с вами знаем, что климат оказывает существенное влияние на хозяйственную деятельность человека, то есть мы знаем, что то, что привыкло к теплу и воде никак не может расти и дать урожай на холодных и засушливых территориях. Мини-игра «Природные климатические явления Казахстана» Создаем Эмоциональный настрой и определяем тему урока Участники встают и повторяют вслед за учителем его действия: Инструкция: -давайте все вместе покажем, как завывает и дует ветер в наших казахстанских степях (Учитель изображает руками и голосом ветер). -а теперь покажем как идут наши осенние дожди (топот ног) -началось лето, засуха и хочется пить (вытирает воображаемый пот и делает движение рукой, как бы поднося емкость с водой ко рту) -а теперь нам очень-очень холодно (трет руки, притопывает) -весна (руки в стороны) мы на природе бросаем мусор(движение рукой). Природа плачет(трет кулаками глаза) -мы понимаем ТАК НЕЛЬЗЯ (скрещивание рук). Природа радуется (Руки вверх) Учитель вместе с классом определяют тему урока. Дескриптор: 1. Знают примеры климатических явлений. 2. Знают и представляют климатические явления в Казахстане |
Ауди сопровождение от самих участвующих
|
Середина урока 30 мин |
Изучение нового материала. Метод «Инфо-угадайка» В центре ватмана(доски) тема урока. Остальное пространство разделено на секторы, заполняемые по ходу урока, т.е в сектор (У) вписывает раздел темы о котором он рассказывает. Ученики должны предлагать свои теории о чем пойдет речь в следующем секторе. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человечества
Сектор А Сектор Б сектор В Сектор А: Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность (Казахстан) Сектор Б: Влияние хозяйственной деятельности человека на климат Сектор В: Экологические проблемы (Казахстан) Климатические условия, очень сильно влияют на жизнь и деятельность всего живого. Растения, животные, процессы почвообразование, распределение внутренних вод, формирование рельефа, и самое главное на развитие сельского хозяйства все напрямую зависит от климата. Например, все мы знаем, что одним культурам нужно больше тепла, другим — больше влаги, третьи-нуждаются в обилие света. Если говорить конкретно о нашей Республике Казахстан, то можно ответить, что климат центральных и северных районов нашей республики дают возможность заниматься богарным земледелием, а вот орошаемым земледелием занимаются в основном орошаемым земледелием. Каждое из культурных растений предъявляет свои требования к температурным условиям и увлажнению. Например: минимальное количество тепла требуют ячмень, рожь, овес. А вот пшеница, кукуруза и рис требуют более теплого климата. Подсолнечнику же требуется не только теплое, но и продолжительное лето. Цитрусовые как известно не приспособлены к заморозкам. Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно климатическими условиями определяется размещение сельскохозяйственных культур (П) Прием «Два, четыре, вместе»
(П) Посмотреть на слайд, обсудить поставленный в нем вопрос, прийти к согласию и единому решению вопроса. Та пара, которая будет готова быстрее всех, поднимает вверх сигнальную карточку. Пара отвечает не вместе, а дополняя друг друга. Однако не всегда климатические условия благоприятны для хозяйственной деятельности человека. К неблагоприятным климатическим явлениям относятся засуха, суховеи, пыльные бури, гололед, заморозки. (И) Прием «Мини тест» Прочитав параграф в учебнике, а также используя дополнительную информацию из интернета ответить письменно на вопросы: 1.Адаптация жилищ в экваториальном поясе (хижины из ветвей защищающие от солнца) 2.Адаптация жилищ в тропическом поясе (жилища из животных шкур защищающие от песчаных бурь) 3.Адаптация жилищ в умеренном поясе (дома с защитой от холода зимой и сохраняющие прохладу летом) 3.Адаптация жилищ в арктическом и антарктическом поясах (из шкур для сохранения тепла) Влияние хозяйственной деятельности человека на климатические условия. Хозяйственная деятельность человека оказывает существенное воздействие на природу. Приспособившись к окружающей среде, человечество также изменило ее. Загрязнение атмосферы продуктами жизнедеятельности приводит к увеличение содержания углекислого газа и усилению "парникового эффекта". Как следствие это приводит к повышению температур и таянию ледников. В последнее время, наблюдаются такие явления как изменения средне-месячных показателей для разных районов области. На примере РК можно смело сказать, что показатели северных и южных районов сейчас не такие, как были раньше. То есть, в северных частях лето стало более жарким, а зима менее холодной, а в южных районах мы можем наблюдать обратную картину. Это все говорит о том, что в природе все взаимосвязано. Мы-дети природы. Своими действиями мы губим ее, но при этом губим также и себя. За все блага цивилизации человечество расплачивается своим здоровьем. На сегодня экологическая проблема для нас самая острая — речь идет о выживании. Экологические проблемы Казахстана и пути их решения находятся в общем ряду этой глобальной задачи. 1.Загрязнение воздуха в Казахстане промышленность 2.Загрязнение водных ресурсов Казахстана Аральское море дно моря — солончаки, соль с их поверхности разносится ветром на сотни километров и вызывает эрозию земель, находящихся далеко отсюда. Экологическая проблема Балхаша Балхаш убивают промышленные выбросы и сточные воды из городов на его берегах. В озеро сбрасывается сотни тысяч тонн отходов от Балхашского медеплавильного завода. В водах озера ежегодно оседает тысячи тонн ядовитой пыли. Экологическая проблема Каспийского моря Воды моря теряют способность к самоочищению из-за добычи нефти на побережье. Причина та же — деятельность человека. 3. Загрязнение земельных ресурсов страны. Семипалатинский ядерный полигон на котором испытывали атомное оружие. Пути решения: -сократить выбросы промышленных производств. На производствах установить мощные системы очистки газообразных отходов. - Сократить потребление воды из рек на орошение. Например, можно заменить те культуры, требующие орошения, на менее требовательные, то есть можно вместо хлопка выращивать озимую пшеницу. -Оздоровление земельных ресурсов в Казахстане связано прежде всего с рекультивацией огромной территории Семипалатинского ядерного полигона. Дифференсация на основе «Кластери» Деление на группы по цвету вытянутых стикеров голубой 1 группа розовый 2 группа оранжевый 3 группа Составляют «Кластер» (Г) 1 группа Благоприятные климатические условия -По желанию дополнительно -климатические условия и хозяйственная деятельность в Казахстане 2 группа Экологические проблемы Казахстана -По желанию дополнительно - Пути решения этих проблем 3 группа Неблагоприятные климатические условия -По желанию-охарактеризовать их ДЕСКРИПТОРЫ: Называют влияние климата на хозяйственную деятельность Называют влияние хозяйственной деятельности на климат Называют экологические проблемы Делают общие выводы |
лист ватмана, цветные маркеры либо доска и цветные мелки.
Слайд и сигнальные карточки
Учебник 8 класс, интернет ресурсы
Цветные карточки, ватман |
Конец урока 5 мин |
Домашнее задание (И) Прием «Удиви меня» — ученики самостоятельно ищут дополнительный как текстовый, так и видеоматериал, но при этом найденный материал не должен быть общеизвестным, имеющий непосредственное отношение к изучаемой теме и представить его в классе. Рефлексия: Прием «Ресторан». (У) : Дети, давайте представим, что сегодня мы пообедали в шикарном ресторане. Шеф-повар для улучшения качества своих блюд просит всех ответить на несколько вопросов: |
Доска, фломастеры, скотч, цветные карточки
|
Дифференциация – каким образом планируете поддержать слабых учащихся и способных |
Оценивание – как планируете проверить уровень усвоения |
Здоровье и соблюдение ТБ |
Ученики работают индивидуально, в группах, в парах. После каждого абзаца дается тест на закрепление, при этом задания имеют разный уровень сложности. Интересный материал. В ходе работы преподаватель может координировать работу учеников по мере необходимости. Дифференцированная помощь в рамках проведения исследовательской и практической работы. |
Оценивание идет на протяжении всего урока. Каждое задание предполагает выявление сильных и слабых сторон учеников. Открытость и коммуникабельность ребенка видна при взаимодействии учеников. Их самостоятельность прослеживается через работу в группах; Рефлексивное значение прослеживается через самостоятельное осмысление, предоставление своих выводов |
Психологический настрой на урок: Прием мини-игра «Природные климатические явления Казахстана» направлена на снижение усталости и создание необходимого тематического настроя. Данная игра является безопасной, которая не представляет угрозу для безопасности ученика и окружающих. При изучений материала на всем протяжении урока, использовались активные виды деятельности. |
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі