Өлең, жыр, ақындар

Форирование у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков

Тараз қаласы №17 бөбекжай-бақшасының
екінші санатты тәрбиешісі Гурже-Оглы Зейне Ахметова

Методические рекомендации "Форирование у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков"

Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок становится школьником. Поэтому важной задачей воспитателей и родителей является помощь детям в овладении этими знаниями и умениями.

Данная работа предполагает комплексный подход в формировании культуры поведения и основ этикета через разные виды и формы организации детской деятельности, в процессе которой не исключается постоянное использование таких традиционных приемов, как напоминание, указание, наблюдение за играми детей с последующим их анализом.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура речи, культура общения, культурно-гигиенические навыки. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливого поведения. Культура речи предполагает у дошкольника достаточный запас слов, умение говорить лаконично, сохранять спокойный тон. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура приема пищи, бережного отношения к хлебу и другим продуктам, правильное пользование столовыми приборами продиктована не только требованиями гигиены, но и нормой человеческих отношений.

Данная работа направлена на формирование личности ребенка-дошкольника: развитие внимания, мышления, памяти, воображения, творческих способностей и эмоциональной сферы.

Структура обучающей игровой деятельности по формировованию навыков культуры поведения:

1. Приветствие.

2. Обучающий момент.

3. Физминутка.

4. Обсуждение ситуации, поступков, диалога.

5. Прощание.

Примерные обучающие блоки:

•    Будь вежливым;
•    Уроки дружбы;
•    Добрые дела;
•    Умей помочь товарищу;
•    Будь аккуратным;
•    Идем в гости. Встречаем гостей;
•    Правила поведения;
•    Вежливая просьба;
•    Фея учит вежливости;
•    Вежливые слова;
•    Воспитанность и вежливость;
•    Без друзей жить нельзя!
•    Урок дружбы;
•    Зайчик, который всем помогал;
•    Умей увидеть тех, кому нужна помощь;
•    Добрые дела;
•    «Он сам себя наказал! »
•    Как я выгляжу?
•    Правда всегда узнается;
•    Помоги маме;
•    Надо вещи убирать, не придётся их искать;
•    Не будь жадным;
•    Вместе тесно, а врозь скучно;
•    В гостях у друга;
•    Как дарить подарки;
•    Дружба;
•    Не завидуй другому;
•    Обиженные друзья;
•    Что такое помощь;
•    Дели хлеб пополам, хоть голоден сам;
•    Кто кого обидел?
•    Почему нельзя дразниться;
•    Злая неправда;
•    Неряха-замараха.

Правила проведения обучающей игровой деятельности:

• Самое главное условие эффективности такой деятельности - добровольное участие в ней детей.

• Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа.

• Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их, надо самому увлечься. Если вы с удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, то дети это обязательно заметят!

• Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, закончите занятие.

• Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности).

• Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.

Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок становится школьником. Поэтому важной задачей воспитателей и родителей является помощь детям в овладении этими знаниями и умениями.

Данная работа предполагает комплексный подход в формировании культуры поведения и основ этикета через разные виды и формы организации детской деятельности, в процессе которой не исключается постоянное использование таких традиционных приемов, как напоминание, указание, наблюдение за играми детей с последующим их анализом.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура речи, культура общения, культурно-гигиенические навыки. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка в процессе организованной учебной деятельности, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливого поведения. Культура речи предполагает у дошкольника достаточный запас слов, умение говорить лаконично, сохранять спокойный тон. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура приема пищи, бережного отношения к хлебу и другим продуктам, правильное пользование столовыми приборами продиктована не только требованиями гигиены, но и нормой человеческих отношений.

Данная работа направлена на формирование личности ребенка-дошкольника: развитие внимания, мышления, памяти, воображения, творческих способностей и эмоциональной сферы.

Обучение дошкольников современному этикету

Этикет является частью общечеловеческой культуры. Знание этикета расширяет внутренний мир человека, создаёт возможности успешного общения. Обучение правилам и нормам этикета заложено в программах дошкольного образования, так как именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности человека.

Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, который включает в себя правила, регулирующие взаимоотношения в обхождении с окружающими, в обращениях и приветствиях, в поведении в общественных местах, в манерах и внешнем облике человека.

Этика проявляется в 2-х формах: речевой и неречевой. К речевому этикету относятся словесные выражения, обозначающие уважительное отношение к людям. Неречевой этикет - это поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим.

Среди этикетных правил есть основные, пронизывающие всё поведение человека:

1. Старайтесь не ставить человека в неудобное положение!

2. Поступайте с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!

Формирование основ современного этикета осуществляется через следующие циклы:

1. Даём детям знание этикетного правила.

(Приходя утром в детский сад, нужно говорить детям и взрослым "здравствуйте" или "доброе утро".

2. Помогаем детям понять разумность и необходимость этого правила.

(Слова " здравствуйте и доброе утро" настраивают на добрые отношения, я желаю вам здоровья, добра, я настроена с вами общаться, играть, дружить) .

3. Формируем умение применять его практически.

(Ребёнок самостоятельно, без напоминания выбирает слово для приветствия, оно становится привычкой.)

4. Поддерживаем положительное эмоциональное переживание от выполнения правила.

(Замечаем, какой ребёнок приветливый, как нам приятно от его приветствия и. т. д.).

Этикетное поведение формируется постоянно ежеминутно. Это приветствие во время прихода в детский сад, прощание в конце дня, и поведение за столом, и прогулка по улице, и встреча с артистами кукольного театра, и праздничное веселье, и режимные моменты, и специальные занятия.

Чтобы работа была успешной, необходимо создать определённые условия:

1. Положительный настрой. Нельзя никого обидеть. Для этого используем ласковые обращения к детям по имени, похвалу, призы и др.

2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Действия воспитателя направлены на создание творческой, доброжелательной, дружеской обстановки в группе. Даём образец разрешения конфликтов, сочувствия и переживания, взаимопомощи, радости за своего товарища.

3. Связь с семьёй - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность в воспитании культурного и образованного человека. В работе с родителями ставим цель - помочь осознать важность формирования этикетного поведения у детей, добиться, чтобы им самим захотелось участвовать в этой работе, расширять знания об этикете.

4. Словарная работа. Ребёнок должен овладеть такими понятиями, как уважение, вежливость, общение, этикет, слова приветствия, комплимент и др. Составляем словарь вежливых слов. изготовление игр, помогающих освоить новые слова, например: "Цветик-семицветик", "Шкатулка комплиментов", "Я приглашаю гостей", "Расскажи какой?","Подскажи словечко" и др.

Предлагаю специальные занятия по правилам этикета.

Главное содержание этих занятий - поведенческие правила, этикетные и этические нормы. Включаются в занятия беседы, игры, экскурсии, посещение кинотеатра, библиотеки, музея. Все это создаёт условия для наилучшего усвоения принятого в обществе поведения. Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык: поблагодарить за подарок, произнести комплимент и. т. д. Итоговые приёмы дают возможность интересно и показательно обучить детей, они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе.

Для усилия эмоций применяю художественные, музыкальные и живописные произведения. Активно ввожу детское творчество: придумывание рассказов и сказок, в которых важен позитивный конец. когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, нарушители исправились.

Наиболее эффективным средством формирования этикетного поведения детей является ига. Она наиболее доступно даёт ребёнку представление о том, как себя вести в определённой ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра имеет и дисциплинирующее значение, а дисциплина является важным условием этикетного поведения.

Так в сюжетно-ролевых играх я закрепляю речевой этикет и правила поведения в общественных местах: больнице, аптеке, магазине, в кафе, транспорте. Игра "Дочки-матери" упражняет детей в разных видах этикета: семейном, гостевом, подарочном, столово, в этикете телефонного разговора. Широко использую театрализованные игры. Например, при подготовке постановки сказки "Репка" уделяю внимание семейному этикету: вся семья поднялась на общее дело - помочь вытащить репку. Зрители упражняются в правилах поведения в театре. На спектакль приглашаю родителей - затронут гостевой этикет: гостей надо принять, развлечь.

Использую и подвижные игры, соревнования. Например, дети соревнуются, кто быстрее добежит, но вмешивается стихия: кто-то упал, кто-то спешит всех победить, а кто-то тоже хочет быть первым, но останавливается, чтобы помочь упавшему. Вот важнейший этикетный аспект в поведении ребёнка, на котором обязательно нужно сделать акцент.

В результате работы постепенно у детей формируется интерес к правилам поведения, желание их выполнять. Появляются продвижения в освоении личностных взаимоотношений: дети более доброжелательно относятся к сверстникам, оказывают помощь, делятся игрушками, радуются за товарища.

Обучение детей этикету

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - привить своим воспитанникам культурно-гигиенические и другие принятые в обществе навыки поведения. Обучение этикету происходит непрерывно, как на специально организованных занятиях, так и на протяжении всех режимных моментов (умывание, приём пищи, прогулка, сон, игра).

Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – всё это создаёт благоприятные условия к восприятию учебного материала в процессе приобщения ребёнка к этикету. Наряду с показом и непосредственной помощью воспитатель использует слово. Детям очень нравится, когда воспитатель общается с ними посредством «живого слова», которое не только помогает, но и облегчает задачу педагога при обучении и воспитании малышей. Дети же, в свою очередь, с удовольствием учат «наши правила» и при случае напоминают друг другу без участия воспитателя.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар