Өлең, жыр, ақындар

Суд биев — мировая ценность

Казахский суд биев по своей правдивости и значимости являлся самым на­родным правовым органом. Известные ученые должны знать, что правовая сис­тема имела очень богатую историю, особенно в ведении судебных дел, и ни в чем не уступали мировой модели классических судов. Переходя из века в век, суд биев всегда занимал особое место в-решений государственных вопросов. Суд биев, основанный на образце народности, считавшийся с традиционными правовыми нормами, издревле строился и основывался на фундаментальных принципах, составляющих его незыблемые основы, как неподкупность, справедливость и моральная ориентация судебных реше­ний, доступность и публичность суда, и закрепились в национальном сознании как сама истина и справедливость. Обращение к национальным истокам нашей правовой культуры, ее роли и авторитету перед народом, требует всестороннего изучения и определения ее вклада в правовую систему.

Сегодня, безусловно, необходимо, выслушав различные научные точки зрения о значении института суда биев в формировании государственности и правовой культуры, поднять его до уровня античного Римского и Вавилонского права, законов Древней Эллады и Египта. Это, прежде всего, необходимо для истории права нашего государства.

Цель данной Международной конференции, прежде всего, выяснить, уточ­нить и оценить значение суда биев уходящего корнями вглубь в историю, рассмотреть его ответственность, права и обязанности. Необходимо показать, что в мировой истории суд биев — это уникальная судебная система в истории права, и является источником сегодняшних судебных правовых документов в современном государстве.

Бий — это эталон государственного служащего, исполняющий функции су­дьи, умный, честный, справедливый, решающий судебные споры и конфликты в гражданско-правовых отношениях. При рассмотрении судебных дел он вни­мательно и терпеливо выслушивал участников сторон, вникал в суть дела и сопоставлял их доводы. Не оставлял он в стороне и присутствующих на суде представителей спорящих сторон, В его решениях не было ни побежденных, ни победителей.

При рассмотрении каждого дела бий докапывался до истины и посредством искусства владения слова убеждал в правоте своих высказываний спорящих. Ре­шение бия ориентировалось всегда на примирение сторон и полное возмещение причиненного правонарушением ущерба. Принятые решения беспрекословно и свято исполнялись, В этом во всем и заключалась уникальность казахского суда биев.

Неподкупность, честность и мудрость судьи-бия прославляли его далеко за пределами своего аула. Его умение сохранить мир и покой своего народа про­славляли его па всю степь и народ, живший за тысячи километров, приходил к нему за правдой. Перед народом суд биев был профессиональным и независи­мым от власти. Отсюда и принцип «Честный бий — справедливый бий».

Академик Салык Зиманов в своей книге «Казахский суд биев — уникаль­ная судебная система», которая вышла на четырех языках, написал: «Казахский суд решал споры и разногласия, с которыми обращались к нему стороны, исходя из важности обеспечения примирения сторон и мира между ними, единения и обеспечения единства внутри и в сферах общежития, исходя из необходимос­ти искоренения не столько личных, сколько пороков общественного значения. Именно эти далеко непростые задачи суда по необходимости требовали того, чтобы бни-судьи учились в школах степных мудрецов, были учеными (не по книгам, а от жизни), прошли испытательные этапы перед старшим поколением, мудрейшими, обладали красноречием и логикой суждения, а также были знато­ками казахского права».

Из рукописей и устных источников, дошедших до нас, мы узнаем, что бии, находящиеся даже на государственной службе, все равно были ближе к народу Жизнь биев была честная я прозрачная, достойная образу кочевого общества

Наши предки почитали биев, за их чистоту и прозрачность, за их природный дар — они были совесть и честь народа. Народ тысячелетиями хранил как пре­дание высказывание «Бог создал природу». Понятия совесть, вера и честь для наших предков были связаны со святостью.

Во-вторых, обладая ораторским искусством и умением управлять народом, бии внесли большой вклад в развитие и становление государственности. В смут­ные и трудные времена для казахского народа они стали их поддержкой и за­щитой. «Не от богатого богатеет страна, а от умного бия», «Если во дворе идет снег — нужна сила верблюду, если враг у двора — нужна сила бия» или «Хан для всех всходов опора, а для массы людей — моральный стимул», поистине великие слова, которые говорят о высоком значении бия перед государством и высоком авторитете перед народом.

Не всем султанам и бекам, восседавшим на ханском троне, хватало знаний и сообразительности для разрешения возникавших проблем. И тогда они обраща­лись к известным и прославившимся своим умом и честностью биям, которые всегда могли дать правильный совет и подсказать умное решение.

Глубокий ум, высокий интеллект, широкий кругозор и гениальность — вот те личные качества, которыми должен обладать бий, чтобы быть признаным и почитаемым как на народном, так и на государственном уровнях. Кроме на­званных личных качеств, к будущему бию предъявлялись следующие строгие требования — это честность, прямота, открытость, находчивость, способность к диалогу, знание и употребление богатства в казахской разговорной речи, знание родословной казахов, знание установившихся традиций и обычаев народа, его привычек и навыков, знание обычных правовых и хозяйственных дел.

Только тот, кто при всем народе показал свой дар, талант и безупречную справедливость в больших и малых испытаниях, мог быть избран бием. Не всяк, кто обладал красноречием, мог называться бием. А теперь хотел бы остановиться на следующих вопросах по обсуждаемой проблеме. Прежде всего, какова же роль биев в кочевом и полукочевом обществе? На каком уровне власти они правили страной? Какова степень их репутации?. Как оценивался их авторитет?

Управление государством, установление правовых отношений, вынесение судебных решений, приговоров и письменные приказы и их систематизация как наследие кочевого общества казахской государственности, сохранились в летописях о древних государствах Скифов, Саков, Гуннов и Уйсинов. Казахстан яв­ляется одним из наследников и хранителем этих записей. Народ древней Шуме­ры ближе всех к нам, Государство Шумер, входящее в состав Бабыль (Вавилон); оставило нам богатейшее наследство. Ученые историки и археологи, опираясь на сохранившиеся летописи, изучают родственные связи между шумерами с саками, а саков с казахами. Опираясь на научные факты, известный исследователь А.Бахти в своей работе «Шумеры, Скифы, Казахи» описывает и доказывает эти многочисленные сходства. Исходя из сказанного, хочу обратить ваше внимание на интересные факты.

В семнадцатом тысячелетии до современного летоисчисления у народов Шумера в государстве Бабыл (Вавилон) действовал главный закон —- Конституция. «Хаммураби», Но в письменных источниках по истории государственного права он дается как «Хаммурапи». В учебнике «Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран» он дан в первозданном виде и напечатан как «Хамму-раби». По моему мнению, приписка «би» к главному закону, состоящего из 282 статей, написанного Вавилонским царем Хаммура, была дана не просто так?

Имея богатый исследовательский материал и опираясь на исторические факты, необходимо изучить и провести глубокий анализ о роли и значении суда биев в системе государственного управления и их функциональные должности ные обязанности.

Великую роль в традиционном казахском праве играл суд биев в примире­нии и единении народа. Если сравнить деятельность суда биев с деятельностью современных судей, то можно сказать, что они выполняли одни и те же функции ональные должностные обязанности. Кроме судебных разбирательств, они зани­мались управленческими делами, регулировали исполнительное производство. По роду своей деятельности и социальному положению давали мудрые советы, проводили идеологическую работу по вопросам единения народа, сотрудничест­ву и выбору правильного пути развития казахского кочевого общества.

Понять и осмыслить такое явление, как казахский суд биев, рожденное и по­лучившее развитие в эпоху кочевой цивилизации, раскрыть особенности бийского правосудия, является одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед участниками Конференции. Ибо становление и развитие правовой культуры — это заслуга казахского суда биев. Это социально-политические, культурно-бы­товые вопросы, вся совокупность норм обычного традиционного права, тради­ции я обычаи, дисциплина и порядок, единство государственно-правовых норм, которые были присущи казахскому кочевому народу.

Казахский суд биев, имевший тысячелетнюю историю и основанный на со­вести, чести и справедливости, передавал свои истинно высокие человеческие качества из поколения поколению. Независимо от обстоятельств дела, пусть даже самых трудноразрешимых, он всегда находил и принимал правильное ре­шение. Даже в период реформирования административного устройства казах­ской Степи, бии мудрым словом, талантом убеждения и умением сплачивали народные массы и разрешали возникающие политические обострения. «Слово» бия никто, никогда не игнорировал, не оспаривал, оно звучало всегда как отечес­кое назидание.

Изречение «Из всех искусств самое важное — это красноречие» настолько засело в сознание казахского народа, что для них сила «Слово» — это целый мир, оно авторитетно, оно воссоздает, творит и разрушает его, оно животворит и исцеляет, обладает тайной и могуществом. Слово, как звуковое выражение ума и чувств, имело особое значение, это подтверждают приведенные далее посло­вицы и поговорки в казахском праве; «Сказанное слово — вылетевшая пуля», «Палка — наказание, слово — закон» или «Одной краткой речью можно решить дело об убийстве». Хочу остановиться на изречении «Мысль и разум едины», которое употребяли казахские бии-ораторы. Анализируя глубокое содержание данного изречения, окунемся в уроки философской мысли.

Человеку здравомыслие дается не сразу. Сознание человека в окружающем его мире получает информацию, размышляя, сопоставляя и взвешивая, он на­чинает делить на хорошо и плохо, добро и зло, нужно и вредно. Размышляя над полученной информацией, он принимает правильное решение. Известный кочевой философ Асан Кайгы говорил: «Безупречное драгоценное слово лежит на глубоком дне мысли». И являясь одним из главных, будь то в обществе или в государстве, бий сохранял спокойствие, единство в народе, воспитывал моло­дое поколение в духе патриотизма и уважения к традициям и обычаям предков. Народная мудрость биев гласит: «Слово бия — закон». Исходя из этого, мож­но отметить, что роль казахских биев в общественном и государственном уп­равлении, в совершенствовании правовых принципов и традиций была велика. В подтверждение к сказанному приведу один пример:

«Жанибек из рода Шакшак, батыр-храбрец и шешен-златоуст, приехав к знатному бию Толе, чтобы засвидетельствовать свое почтение, спросил: — Я обзавелся справным ружьем, хватким орлом, строптивым конем, хваст­ливым слугой. Что мне делать дальше? То ли беззаботным щеголем разъезжать по аулам, то ли стать образцовым правителем народа? И Толе би, подумав, ответил: — Не направляй быка по крутому склону — запарится. Не уповай на глуп­ца — подведет. Другу не лги — доверия лишишься. Врагу не доверяйся — в силки заведет. Из оружия отдай предпочтение ружью. Пешим, останешься — подпоркой станет, проголодаешься — кормильцем станет. Увлечешься охотой с орлом и гончей — последнего ума лишишься, рабом азарта станешь. В жены бери не смазливую, а родовитую. Вокруг себя хвастунов соберешь — хлопот-стыда не оберешься. Строптивый конь сбросит седока летом на землю, зимой — в сугроб. Простуда к хвори, туман к ненастью приведет. Задует ледяной боковой ветер — горе верблюду, обрушится нежданный враг на аул — испытание батырам и биям. Чем сидеть, сложа руки, лучше шевелись, к делу стремись. Без дела труда и блага не видать. Таков мой совет, коль решил меня пытать».

«Сила человека — это разум, мудрость, справедливость, честность, целеусть ремленность, благоразумность и самокритичность», — поистине золотые слова, которые были сказаны Саккулак бием. В этих семи словах казахский бий за­ключил всю основную идею философии, слова которой принесли ему известность в казахской Степи. Сила этой высокой морали утверждалась как основа для юношей, которые хотели стать бием. Стать бием было трудно, поскольку требования к ним были очень высоки. Но если родители замечали природные задатки юноши, они старались дать ему целенаправленное воспитание с тем; чтобы он мог стать бием. В роли учителей были сами родители или известные бии, которые юношу с ранних лет вводили в свою свиту и он, сопровождая ее в поездах по стели, осваивал особенности и технологии судопроизводства. Затем би проверял способность юноши, предоставив ему возможность изложить свою точку зрения на различные жизненные ситуации. Так, например, поступил со своим сыном Кунанбай, с раннего возраста он брал Абая в поездки, где происходили сборы, диспуты, суды с участием известных аксакалов, биев и ораторов.

Как золотая жила из уст в уста текла народная молва о честности, достоин­стве и мудрости биев. В народном сознании образ бия ассоциировался с умение ем владеть красноречием, справедливо выносить неоспоримые решения в суде, иметь праведное сердце, пользоваться авторитетом и почетом у народа, все эти качества считались мерой гениальности бия.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар