Өлең, жыр, ақындар

Архетипы Казахской культуры

Культурные архетипы — это общепризнанные символы, темы и мотивы, которые проявляются в повествованиях, верованиях и практиках различных культур. Культурные архетипы, укорененные в психологических теориях Карла Юнга, рассматриваются как часть коллективного бессознательного, воплощающая врожденные модели поведения и мышления, которые резонируют во времени и пространстве.

Тенгри — это центральный архетип казахской и тюркской культур, который олицетворяет понятие неба, верховного божества и универсального духа. Слово «Тенгри» происходит от тюркского термина, означающего «небо» или «небесное божество». В традиционной вере Тенгри олицетворяет силу природы и является символом всего живого. Он во всём.

Архетипические аспекты Тенгри

- Символ единства и гармонии: Тенгри представляет собой связь между человеком и природой, что подчеркивает важность гармонии в жизни. Он является символом целостности и единства мира, где все элементы взаимосвязаны.

- Мировоззрение кочевников: Для кочевых народов Тенгри был важным понятием, отражающим их образ жизни. Жизнь в гармонии с природой, уважение к ее силам и способность адаптироваться к переменам окружающей среды были ключевыми аспектами их существования.

- Этические и моральные ценности: Образ Тенгри также связан с моральными и этическими нормами, такими как справедливость, честность и уважение к предкам. Тенгри является защитником и хранителем этих ценностей, что находит отражение в традиционных сказаниях и легендах.

Ключевые характеристики архетипов:

1. Универсальность: Архетипы встречаются в различных культурах и религиях, хотя могут проявляться в разных формах. Например, архетип матери может выглядеть по-разному в разных обществах, но основные его черты, такие как забота и защита, остаются неизменными.

2. Символичность: Архетипы часто выражаются через символы, мифы, легенды, образы и сны. Они представляют фундаментальные аспекты человеческого опыта, такие как любовь, страх, смерть, возрождение.

3. Коллективное бессознательное: Юнг считал, что архетипы живут в коллективном бессознательном — глубинной части нашей психики, которую мы делим со всеми людьми. Это означает, что архетипы не зависят от индивидуального опыта, а являются частью наследия человечества.

Теперь к нашим архетипам:

С моей точки зрения, казахская культура богата архетипами, которые глубоко отражают ценности, убеждения и общий опыт казахского народа. Эти архетипы, укорененные в долгой истории кочевой жизни, служат символами идентичности, устойчивости и общности. Понимание исторического контекста казахской культуры необходимо для понимания ее архетипов. Кочевой образ жизни казахов, сформированный обширными степями Казахстана, привил ценности адаптивности, находчивости и крепких связей с обществом. Благодаря различным историческим вызовам, таким как вторжения, колонизация и стремление к независимости, казахская культура развивалась, сохраняя свои основные ценности.

Основные архетипы казахской культуры:

1. Архетип кочевника

Кочевничество — фундаментальный аспект казахской культуры, влияющий на многие сферы жизни. Этот архетип символизирует:

Свободу: Кочевник — свободолюбивый человек, не привязанный к месту, живущий в гармонии с природой. Гибкость и адаптивность: Кочевой образ жизни требовал от нас казахов способности быстро адаптироваться к изменениям климата, условий жизни и окружающей среды. Гармония с природой

2. Архетип воина (батыр)

Батыр (воин) является центральной фигурой в эпосах и сказаниях нашего народа. Батыр олицетворяет: Смелость и честь: Моральная чистота: Физическая сила: Мифические и реальные батыры символизировали физическую мощь и выносливость.

У нас в фольклоре даже есть отдельный жанр который посвящён батырам это героические эпосы: «Алпамыс батыр», «Қобланды», «Ер Тарғын», «Ер Сайын», «Қамбар», «Ер Қосай», «Ер Көкше»

3. Архетип степи

"Степь" в архетипическом сознании казахов – «Кен дала», буквальный перевод обозначает «Широкий простор, широкая долина», а смысловой перевод «Великая Степь, Вечная Степь». В этой герменевтической интерпретации мы представляем огромное пространство, безмерное и широкие без границ дали, свободное мышление казахов, могучие силы природы и человека в ней, а также колоссальные неизведанные тайны, которые познает Человек.

4. Архетип аксакала (старейшины)

Аксакал — старейшина, мудрый и опытный человек, который был хранителем традиций и культуры. Этот архетип отражает: Мудрость и опыт. Уважение к старшим: В нашем обществе старшее поколение всегда пользовалось глубоким уважением, и аксакалы играли важную роль в воспитании молодежи. Традиции

5. Архетип матери (ана) Матерь-Земля

Образ матери (ана) в казахской культуре — это символ заботы, тепла и любви, воплощение семейных ценностей:

- Хранительница очага: Мать была ответственна за воспитание детей, сохранение домашнего уюта и поддержку традиций.

- Продолжение рода: Через женщину продолжался род, и ей приписывалась роль передатчицы культурных ценностей и норм.

- Символ духовности: Мать также символизировала духовную связь с предками и богами, часто играя роль в ритуалах и обрядах. Например в нашей мифологии особую роль занимает Умай ана.

Супруга Тенгри - богиня земли, благодетельная Умай, верховное женское божество. По воле Умай поднимаются весной густые травы, по воле Умай наливаются осенью плоды на деревьях, по воле Умай плодится скот, люди рождаются по воле богини, хранительницы домашнего очага, покровительницы детей и рожениц.

6. Архетип тулпара (лошади)

Лошадь играла центральную роль в жизни казахов, и тулпар — это мифический скакун, символ свободы, силы и скорости. Этот архетип включает:

- Свобода и движение: Лошадь была важной частью кочевой жизни, давая нам возможность быстро передвигаться по степям.

- Социальный статус: Владение лошадьми говорило о социальном положении и богатстве человека.

- Символ духовной связи: Лошадь в нашей культуре также имела глубокое духовное значение, связывая людей с природой и божественными силами.

7. Архетип домбры и кюйши (музыканта)

Домбра — это символ казахской музыкальной культуры, а кюйши (музыкант) — носитель народной традиции. Архетип домбры и кюйши отражает:

- Музыка как средство выражения: Через игру на домбре передавались эмоции, истории и философские идеи.

- Национальная идентичность

- Роль музыканта: Кюйши не только развлекал, но и передавал важные послания через свою музыку, объединяя и вдохновляя людей. Например; куй Аксак кулан.

Архетипы представляют тот глубинный фундамент, на котором базируется как прошлое, так и настоящее и даже будущее культуры нашей страны. Единым и очень активным стал процесс трансформации художественной формы. Средства и способы изображения, обобщения  стремительно изменяются в сторону символизации, знаковости, условности и метафоризации, коренящимися в древних и средневековых пластах культурного наследия: сакском «зверином» стиле древнего золота, мемориальной тюркской пластике, народном декоративно-прикладном искусстве.

Әл-Фараби атындағы Қазақ Ұлттық Университеті
Философия және саясаттану факультеті “Дінтану және
Мәдениеттану” кафедрасы “Мәдениеттану” мамандығының                  
4 курс студенті Арнұрқызы Гүлнұрдың
Кудерина Айжан Нурхамитовнаның жетекшілігімен жазған мақаласы


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз

Басқа да жазбалар