ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«ПОИСКОВАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Составитель: воспитатель ГККП Ясли-сад №17 отдела образования акимата города Тараз Чен Ольга Климентьевна.
Цель проекта: создание условий для исследовательской деятельности детей, развитие стремления к самостоятельному познанию и размышлению, апробирование разных способов действий.
Задачи проекта:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе поисковой и экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и ясли-сада.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Актуальность темы:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первые основы личности, проявляющей активное исследовательское, творческое отношение к миру.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность, отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой - обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Тип проекта:
По количеству участников – коллективный.
По содержанию – интегрированный.
По продолжительности – Краткосрочный, с 01.10 по 30.05.2021г
Участники проекта: дети старших и предшкольных групп, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта:
1 этап: - информационно-накопительный.
2.этап: организационно-практический.
3 этап: презентационно-итоговый.
Ожидаемый результат:
— Воспитанники проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию.
— Умеют последовательно и результативно экспериментировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
— Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач.
— В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы.
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных организаций.
Этапы реализации проекта:
1 этап: Информационно-накопительный.
Подбор методической литературы.
Составление перспективного плана работы с детьми, родителями.
Подборка опытов с описанием проведения.
Организация предметно-развивающей среды.
Подбор оборудования для проведения опытов.
Анкетирование педагогов и родителей на тему «Детское экспериментирование».
2 этап: Организационно-практический:
1. Подготовка запланированных мероприятий.
2. Планирование работы по поисковой и экспериментальной деятельности в ежедневных планах.
3. Проведение смотра-конкурса для воспитателей на самый лучший, интересный уголок экспериментирования.
4. Проведение общего родительского собрания на тему «Хочу всё знать».
5. Проведение открытого просмотра организованной учебной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности среди старших и предшкольных групп. Группы старшего возраста – «Что мы знаем о воде», «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора», «В гости Капелька пришла»; предшкольные группы – «Свойства воздуха», «Извержение вулкана»
6. Оформление картотеки игр по поисковой и экспериментальной деятельности, в соответствии с возрастом детей.
7. Городской семинар для педагогов дошкольных организаций по поисковой и экспериментальной деятельности.
3 этап: Презентационно-итоговый:
1. Итоги конкурса по уголкам экспериментирования.
2. Педагогический совет на тему: «Эксперимент как эффективный метод познания окружающего мира детей дошкольного возраста».
3. Оформление и презентация картотеки, методических рекомендаций «Поисковая и экспериментальная деятельность в дошкольной организации».
Обеспечение проектной деятельности:
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Подбор методической литературы, пособий.
Подбор материала для открытого просмотра организованной учебной деятельности.
Дидактические игры по детскому экспериментированию.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг».
А.С. Пушкин
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, утвержденный приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (с изменениями и дополнениями от 05.05.2020 г.) ставит перед педагогами задачу - развитие у детей дошкольного возраста познавательных навыков через поисковую и экспериментальную деятельность. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе поисковой и экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в детском саду:
• формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• расширение перспектив развития поисковой и экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
• расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;
• воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Задачи исследовательской деятельности.
Дети старшей группы:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Дети предшкольной группы:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Одним из условий решения задач по поисковой и экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметно-развивающая среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться. Однако, «незнание», должно быть частичным, только тогда развивающая среда будет раскрывать перед ребенком свои тайны. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого лежит его активная субъективная деятельность. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, что положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Детям свойственно многократное повторение одних и тех же опытов, это дает возможность выработать у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. Детские вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?» требуют от воспитателей компетентности в различных областях окружающего мира. По желанию дети продолжают проводить опыты в группе, в уголке природы, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход опыта не вмешивается. Ребенок пробует, ошибается, но сам приходит к результату.
В работе по поисковой и экспериментальной деятельности используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. У ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Создание в дошкольной организации предметно-развивающей среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей. Такая среда строится на следующих принципах:
— принцип дистанции, определенной позиции при взаимодействии ребенка с объектами неживой природы, помогающий обнаружить физические законы;
— принцип активности, самостоятельности, предполагающий обнаружение физических законов при взаимодействии ребенка и находящимися в группе объектами;
— принцип стабильности и динамичности. В группе каждый объект имеет свое место, однако, если возникает необходимость передвинуть его, то на новом месте он символизирует то же отношение взаимодействия или помогает ярче обозначить изучаемое отношение между объектами и явлениями физического мира;
— комплексирование и гибкое зонирование. Данный принцип помогает выразить связи, существующие в мире живой и неживой природы, в жизни человека и природы и др.;
— принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с природой, которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека, осознания своей гармоничности в мире природы.
Формы работы с родителями:
— Оформление информационных вестников
— «Дни открытых дверей»
— Совместные экскурсии
— Привлечение родителей к подготовке и проведению опытов и экспериментов
— Рубрика «Спрашивайте! Отвечаем!»
— Анкетирование
— Организация тематических выставок совместного с детьми творчества.
Родители могут принимать активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствовать на занятиях с элементами экспериментирования, вовлекаться в выполнение творческих заданий.
Структура эксперимента:
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов.
Основная задача воспитателя - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Организовать работу по экспериментальной деятельности следует таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Назначение Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.
Научив ребенка дошкольного возраста проведению элементарных опытов и экспериментов, мы стимулируем его стремления к знаниям, науке, познанию окружающего мира, в самостоятельном разрешении проблемных ситуаций.
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі