Өлең, жыр, ақындар

История лифтов. Кто придумал первый лифт?

Лифты уже давно стали неотъемлемой частью жилых домов. Мы привыкли пользоваться лифтом, даже если нужно подняться на 5-й этаж. Так было не всегда, хотя люди издавна пытались создать вертикальный подъемник. Первые попытки относятся к периоду до нашей эры — в те времена механизм приводили в действие рабы.

Архимед и его подъемное устройство

Лифт берет свое начало в Древней Греции. Считается, что первый надежный механизм изобрел Архимед еще в 236 г. до н.э. Платформа работала с подъемными канатами, намотанными на барабан. Веревки были связаны со шпилем, который приводился в действие человеком. Устройство можно было найти во многих местах Древней Греции.

В Древнем Риме подъемное оборудование было обычным для перемещения животных и товаров. Лифты были важной частью Колизея. В древнем большом амфитеатре львы, волки, леопарды и медведи поднимались из скрытых в земле вольеров, чтобы принять участие в гладиаторских боях. Сегодня мы знаем, что это было сделано с помощью подъемника.

В Колизее было от 28 до 30 лифтов, и животные поднимались по деревянным шахтам высотой 7 метров. Каждая платформа была рассчитана на 300 кг — примерный вес двух львов. Чтобы поднять устройство, требовалось 8 человек, которые толкали и тянули шестерни. Это означает, что если бы все машины работали одновременно, потребовалось бы 200 рабочих.

Лифт Людовика XV

«Летающее кресло» было спроектировано для короля Людовика XV. Подъемник соединял первый и второй этажи дворца. «Летающий стул», как его называли, соединял покои короля с покоями его любовницы. Люди использовали веревки и шкивы, чтобы поднимать и опускать платформу.

Развитие лифтостроения

Гидравлические лифты стали гораздо более распространенными в середине 1800-х годов во время промышленной революции и прорыва в науке. Многие устройства были основаны на гидравлической системе, в которой поршень внутри цилиндра использовал давление воды или масла для подъема кабины. Основным недостатком было то, что в зданиях должны были быть ямы под шахтой, чтобы поршни могли полностью втягиваться назад. Чем выше было здание, тем глубже должна была быть яма, что делало систему крайне непрактичной.

В альтернативной модели использовался тросовый механизм: канаты поднимали и опускали кабину с помощью системы шкивов и зубчатых передач. Противовес помогал экономить энергию. Эта конструкция намного ближе к современному лифту. В середине ХІХ века оба этих типа лифтов приводились в движение давлением или паровым двигателем.

Лифты, работающие на кабельных системах, не пользовались популярностью в то время, потому что представляли невероятный риск. Если тросы обрывались, кабина падала на землю. Для пассажиров мысль о том, что одна незначительная ошибка в тросовой системе может привести к смерти, делала конструкцию нежелательной. Паровые и гидравлические модели были надежнее.

На Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1854 году Элиша Отис представил инновационную систему безопасности. Его изобретение заставляло лифты останавливаться, а не свободно падать, если тросы оборвались. В 1857 году лифтовая компания Отиса установила первый коммерческий пассажирский лифт в магазине Haughwout and Company в Нью-Йорке.

Лифты и электричество

Развитие науки в конце ХІХ века привело к эпохе, когда для привода начали использовать электроэнергию. В 1880 году Вернер фон Сименс изобрел первый в мире электрический лифт. Несмотря на то, что это был прорыв, кабины была слишком неудобной, чтобы конкурировать с существующей в то время технологией.

В 1887 году Александр Майлз спроектировал лифт, который автоматически открывал и закрывал двери шахты при входе или выходе. Быстрое развитие технологий привело к появлению к началу 1900-х годов электрической машины с безредукторной тягой, что позволило возводить более высокие здания. Многоскоростные двигатели вскоре заменили оригинальные односкоростные модели, а кнопочное управление упростило эксплуатацию.

Сегодня, благодаря компьютерным технологиям, лифты могут работать с максимальной эффективностью и безопасностью. В компании «Lift.kz» можно заказать современную и качественную модель.


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз