Өлең, жыр, ақындар

Обобщение изученного об односоставных предложениях

Обл. Южный Казакстан

Район: Байдибек

Школа: им О.Орманов

Учитель рускова языка: Жапашова Гаухар

Тема урока:  Обобщение изученного об односоставных предложениях

                          Слайд  №  1

Цели урока: Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по разделу «Односоставные предложения» 

Задачи: Закрепить и систематизировать знания о видах односоставных предложений; формировать  умение различать виды односоставных предложений; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать коммуникативные навыки  при работе в парах, уметь применять односоставные предложения в устной и письменной речи; воспитывать любовь к русскому языку.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний;

Методы: Словесный, наглядный, практический;

Приемы: Аргументировать, рассуждать, находить, выделять, подчеркнуть;

Формы: фронтально-коллективная;

Оборудование: слайды, листы оценивания;

Ход урока  

  1. Организационный момент.

Ну, теперь проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль впорядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

        Психологический настрой.

Ребята, сегодня у нас много гостей. Все мы волнуемся.Но, вы способные, умные и, конечно же, поможете мне вести урок, у нас все получится. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.

Тема  урока записана  на доске.

Каждому ученику выдается лист учета ответов и оценок.

Мы работаем сегодняив парах. Будете оценивать друг друга.

Задание 1. Верно – неверно  (запись в тетрадях ) ДА, НЕТ 

  1. Определенно-личные предложения -  это односоставные предложения.
  2. Это предложения с одним главным членолм, совпадающим по выражению со сказуемым? (ДА)
  3. Можно ли  в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее ? ( ДА)
  4. Могут ли быть в них местоимения 1,2 лица? (ДА)
  5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Да)
  6. Связаны ли понятия : безличные глаголы и безличные предложения? (ДА)
  7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
  8. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее (ДА)
  9. Может ли назывное предложения быть распрострененным ? (ДА) 
  10. Определенно-личное предложение -  это двусоставное предложение?(НЕТ)

Ребята, а теперь поменяйтесь тетрадямии проверьте, правилно вы ответили или нет. Слайд №2 (самопроверка).

Следующее задание 2. Слайд №3.  Это работа с текстом. У вас на столе лежат тексты. Прочитайте внимательно текст,  подчеркните в тексте односоставные предложения и определите их вид.

Задание 3. Грамматическое лото Слайд №4 

В таблице перепутались данные, верните их на свои места.

Мы очень устали, теперь давайте немного отдахнем.

Физкультминутка Слайд №5

Задание 4.Слайд №6. Замените двусоставные предложения односоставными.

Наступила зима. Мороз сковал льдом реки и озера. Пушистый снег покрылвсе вокруг. Улицатаки манитнас. Мы берем лыжи и санки, и спешим в лес, на ледяные горки. Мы идем и неможем надышаться свежим морозным воздухом. (записьв тетрадях)

Задание 5.Слайд №7. Графический  диктант. Определите вид односоставных предложений. (работа на интерактивной доске)

  1. Мама, принимай  гостей.
  2. На соседней улице построили высотный дом. 
  3. Не о лювби поется теперь перед лицом грозы.
  4. Нельзя мне жить без друга. 
  5. Вопли чаек, плеск разбивающихся волн.
  6. Рисую солнечное утро. 
  7. Холодная весна. 
  8. Хочещь есть калачи, не лежи на печи. 
  9. За опоздание будете наказаны. 
  10. От добра добра не ищут.
  11. В избе зажгли керасиновые лампы . 
  12. Ночью люди спят, а днем бодрствуют. 

Задание 6.Тесты ( каждый ученик получает листок с тестами)

1. Найди среди данных  предложений  односоставные

А) Неплачь ты попусту.

Б) Часам  к двум пополудни началась  граза.

В) Уж не будут листвой крылатой надо мною звенеть тополя

Г) Тротуары заливают асфальтом.

2. Найди безличное предложение

А) Еще не успевшая земля излучала тепло.

Б) Хорошо в зимнем лесу!

В) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г) Газеты приносят утром.

3. Какая схема соответствует предложению: Россия вспрянетото сна, и на обломках самовластья напишут наши      имена.

А) (двусоставное ) и (односоставное)

Б) (двусоставное) и (определенно-личное)

В) (двусоставное) и (неопределенное-личное)

Г) (двусоставное) и  (безличное)

4. Укажите тип односоставного предложения

Век живи, век учись.

А) неполное предложение

Б) назывное предложение

В) неопределенно-личное

Г) обобщенно-личное

5. Укажите  предложение, строение  которого  соответствует схеме

 (двусоставное), и (безличное) знаки препинания не проставлены

А) Вспыхнул костер и все стали сушиться.

Б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы остались дома.

В) Подул ветерок и сразу стало светло.

Г) Минута - и вдруг туман сгущается.

Задание 7. Давайте запишем пословицы. Вспомните , есть ли похожие пословицы в казахском языке. Преведите на казахский, английский языки.

Не рой другому яму, сам в нее попадаешь.

Что  посеешь, то и пожнешь. 

Не плюй в колодец , из которого будешь пить .

Куй железно, пока горячо. 

Яблоко от яблони недалеко падает.

Хорошее слово, как весений день.

Кто  еще  назовает  пословицы ? 

Домашнее задание. Напишите сочинение - эссе на тему: 

Здравствуй, зимушка - зима. Используйте односоставные предложения

Подведение  итогов

Таким образом, сегодня на уроке мы с вами повторили и обобщили материал, изученный по теме «Односоставные предложения».

Спасибо всем большое.            

1. Повторить правило

2. упр 8

3. Составить анаграмму на тему: «Здоровье» /10 и более слов/.

Подведение итогов занятий.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз