Бекжанова Жулдызай Жиенбаевна
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ
№ 2 им. К.Э.Циолковского г. Байконур
«Склонение и правописание окончаний имён прилагательных множественного числа»
Цели урока:
образовательная: ознакомить учащихся с правописанием окончаний имён прилагательных множественного числа, обучать склонению прилагательных, сочетающихся с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными, обобщить знания учащихся о лексическом значении прилагательных и его основных грамматических признаках;
развивающая: способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, навыков грамотного письма, совершенствовать умение склонять имена прилагательные;
воспитательная: воспитывать интерес к учёбе, к знаниям, стремление хорошо учиться, прививать интерес к русскому языку, воспитывать культуру письменной речи;
Тип урока: комбинированный
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Вид урока: традиционный
Оборудование и наглядность: медиапроектор, учебник, таблицы, плакат с тестом, плакат со словарной работой
План урока:
1. Упражнение 22 письменно.
2. Вопросы по теме.
1. Работа над предложением.
2. Упражнение 23 устно.
3. Упражнение 24 письменно.
1. Упражнение 25 устно.
2. Работа по вариантам.
1. I-в. Упражнение 26.
2. II-в. Упражнение 27.
Ход урока:
1. Упражнение 22.
2. Вопросы по теме:
- Как изменяются прилагательные?
- С чем связано прилагательное в предложении?
- От чего зависит род, число, падеж прилагательных?
- Из двух столбиков слов составьте словосочетания прилагательное+существительное:
жадный олень
трусливый лиса
хитрая заяц
рогатый белка
пушистая волк
- Объясните, почему у прилагательных разные окончания? От чего зависят окончания прилагательных?
- Составьте предложение с любым словосочетанием.
1. Работа над предложением.
На кедре прыгала пушистая белка.
- Измените прилагательное пушистая так, чтобы оно было в форме множественного числа. Запишите полученное предложение, выделите окончание прилагательного.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением и правописанием окончаний имён прилагательных множественного числа.
2. Упражнение 23.
- Прочитайте стихотворение. Назовите прилагательные. Что можно сказать о грамматических признаках прилагательных текста (род, число, падеж)? У этих прилагательных можно определить только число и падеж.
- Объясню значение прилагательного пёстрые. Пёстрые— окрашенные в несколько цветов, содержащие несколько разных цветов.
3. Упражнение 24.
- Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам? Чтоб ответить на этот вопрос, выполним Упражнение 24.
- Прочитайте текст.
- Выпишите из текста словосочетания существительных с прилагательными. Укажите их род и число. Выделите окончания прилагательных.
Народных сказок – мн.ч., отважные сильные добрые молодцы – мн.ч., опасные приключения – мн.ч., дальние дороги – мн.ч., высокие горы – мн.ч., злые волшебники – мн.ч., чудища лесные и морские – мн.ч.
- Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам? Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
- Прочитайте стихотворение. Выпишите из стихотворения существительные с прилагательным белый. Укажите число, род, падеж прилагательных.
- Почему у прилагательного белый разные окончания? Число, род, падеж прилагательного зависят от числа, рода, падежа существительного связанного с ним.
1. Упражнение 25.
- Рассмотрим таблицу и ответим на вопрос: что влияет на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа?
Выводы: на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа влияет тип основы (мягкая или твёрдая), с одушевлённым или неодушевлённым существительным сочетается прилагательное.
2. Работа по вариантам.
- Просклоняйте словосочетания I-в. крутые горы
II-в. дикие олени
- При склонении опирайтесь на таблицу в Упр. 25. Определите тип основы, с одушевлённым или неодушевлённым существительным сочетается прилагательное.
Учитель даёт правильный ответ, ученики проверяют свои работы.
- Что влияет на правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа?
- Подведём итог урока в виде теста.
Тест:
Найди ключевое слово по буквам правильно угаданных ответов.
1. Прилагательное— это …
а) часть слова; и) член предложения; с) часть речи
2. Что обозначает имя прилагательное?
б) предмет; к) признак предмета; в) действие предмета
3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
т) кто? что?; л) какой? какая? какое? какие?; к) что делает? что сделает?
4. Какие окончания имеют прилагательные множественного числа в И.п.?
а) –ая, -яя; б) –ое, -ее; о) –ые, -ие
5. С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным; т)c глаголом; в) с наречием
6. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?
е) не изменяются; б) изменяются
7. Какое прилагательное является синонимом к слову «старательный»?
д) вежливый; н) аккуратный; в) хороший
8. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное «водный»
а) проводка; и) вода; д) уводить
9. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
а) главным; е) второстепенным
Впиши ключевое слово:
IX. Домашнее задание.
1. I-в. Упражнение 26. Спишите предложения, определяя написание безударных окончаний прилагательных по их грамматическим признакам.
2. II-в. Упражнение 27. Спишите текст. Укажите род, число и падеж прилагательных.
X. Комментирование оценок.
- Джон Максвелл
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі