Өлең, жыр, ақындар

Урок-презентация картины Г.Исмаиловой "Казахский вальс"

Подготовила : учитель русского языка и литературы

Актюбинской средней школы

Буцына Галина Григорьевна

 

Цель: Познакомить учащихся с художницей Г. Исмаиловой и её картиной.

 

Учить выражать изображенное на картине красивым художественным языком, используя образные выражения;

Воспитывать чувство прекрасного, патриотизм.

Словарная работа: слово «Презентация»

Презент (из  французского  present)

То же , что подарок.

Презентовать-то же, что подарить.

Презентация-дарение, представление.

(фотография: Гульфайрус Мансуровна Исмаилова)

Показываются картины художницы, в том числе её знаменитая картина «Казахский вальс»

Биография танцовщицы:

Шара Жиенкулова родилась 5 (18) июля 1912 года в Алма-Ате. Казахская советская танцовщица, педагог. В 1929-1930 гг.Училась на историческом факультете КазПи,затем работала в Казахском драматическом театре. Исполняла роли Енлик, Карагоз и др. С 1934г .Работала в музыкально-драматическом театре (ныне Казахский театр оперы и балета). Здесь она исполняла народные танцы в музыкальной драме «Айман-Шолпан» Ауэзова, в операх «Кыз-Жибек». В струящемся потоке солнца, само жизнелюбие, тепло, радость, в вихре танца кружится Шара Жиенкулова. И рождается вместе с танцем и название полотна – «Казахский вальс».

 

Сочинения учащихся

На  картине Г. Исмаиловой «Казахский вальс» изображена уверенная в себе девушка. Она одета в национальный костюм. На лице обворожительная улыбка, она счастлива, что умеет танцевать национальный танец, в ушах национальные серьги, на голове казахская шапка, которая называется сайляу, она черного цвета с великолепными перьями на макушке. Руки у девушки словно крылья лебедя в свободном полёте, на них у неё тоже национальные украшения – блезек. Платье девушки розового цвета, которое развевается во время танца. Мне в этой картине понравилось то, что Г. Исмаилова передала характер девушки и характер прекрасного танца. Ещё в этой картине мне нравится игра цвета: жёлтый фон напоминает мне осенний парк, как будто девушка танцует в нём, а цвет платья, переходящий от светлого – розового к тёмно – розовому, мне напоминает рассвет и закат. Глядя на эту картину можно представить эту девушку со смоляными, чёрными длинными косами в национальном костюме, танцующую в осеннем парке и услышать  удивительно лёгкую музыку вальса, красивого и торжественного.

                                                                          Работа ученицы Исмаиловой Анжелы.

 

В нашем мире существуют много видов искусств. Одно из них – живопись. Всё, что художник видит и чувствует, он изображает на картине. Иногда, смотря на картину, можно увидеть  то, что нельзя сказать словами. Вот например картина Г. Исмаиловой «Казахский вальс». С  первого взгляда это простая казахская девушка , запечатлённая в танце. Но приглядевшись внимательно, ты как будто проникаешь в картину, она завораживает. Этот фон жёлто – красных  оттенков, как большое поле тюльпанов в середине мая. А танцующая девушка, словно лебедь, плавно порхающая по океану цветов. Её одежда, как весенние цветки, переливается всеми красками, с добавлением золотого оттенка солнца от её украшений.  Ещё сильно завораживает в этой картине взгляд: он как будто пронизывает насквозь. Лицо девушки художник нарисовал бледно – розовым цветом, как будто сравнивает  её с весенним тюльпаном. Улыбка её радует взгляд. Когда смотришь на эту картину, хочется побыстрее лета, чтобы увидеть широкую, просторную степь с ковром цветов, яркое солнце, чистое, прозрачное небо.           

                                                                          Работа ученицы  Нурановой Аиды.  

Передо мной картина Гульфирусы Исмаиловой «Казахский вальс». Кажется, что художница хотела передать красоту, жизнерадостность, и обаяние танцовщицы. Её пышное платье взлетает в вихре танца, а руки, как птицы, взмывают  ввысь. Свет и тень на этой картине переливаются на теплых тонах красок, которые передают веселье, царящее там. Казахский  вальс – очень красивый танец и художнице удалось это передать  с помощью кисти и красок.

                                                                          Работа ученика Соловьева  Василия.

Эта картина изображена в изумительных красках. Платье указывает на национальность танца. Волосы, как и принято, собраны в две косы. Плавные движения танцовщицы будто околдовывают нас. Плавные руки, чудесные украшения и просто божественное платье нам преподносит картина Г.Исмаиловой «Казахский вальс» смотришь на картину и слышишь удивительную легкую, почти воздушную музыку. Она то заставляет медленно  плыть по кругу, то подхватывает вихрем и несём куда – то высоко – высоко: я была удивлена такой точностью описания вальса.

                                                                          Работа ученицы Тихоновой Ирины

                                                      

На картине Исмаиловой «Казахский вальс» мы видим танцовщицу, которая кружится в быстром ритме. Действие происходит в яркий солнечный день на улице - это видно по ярко – желтому фону картины. На девушке лёгкое воздушное, полупрозрачное платье ярких расцветок.                                          

Танцовщица – красивая девушка , у неё чёрные миндалевидные  глаза, прекрасный цвет лица, алые мягкие губы. Чёрные прекрасные волосы заплетены в длинные косы, которые разлетались в порыве танца. Нам приятно смотреть на её изящные руки в браслетах и гибкую фигуру. По её лицу видно, что она танцует с удовольствием. Глядя на неё, я испытываю гордость за талантливых людей моего родного Казахстана.

                                                                          Работа ученика  Арсланова  Антона.

На этой картине изображена очень радостная, веселая молодая девушка. Мы видим, как она танцует казахский национальный танец «Камажай». Она не только танцует, она описывает искусство живописи. Она очень красивая, а глаза у неё чёрные, лоб светлый, нос изящный, губы женственные, а волосы, словно волны на море. Улыбка, будто солнечные, теплые лучи, а платье как цветы на казахских полях. Девушка похожа на звезду в небе. На этой картине не просто молодая, красивая девушка, а патриотка своей страны. Она сама убеждает, что её страна самая сильная, яркая, культурная страна. Мне в этой картине понравились очень яркие, красивые цвета и очаровательная улыбка танцовщицы.

                                                                          Работа ученика Изтаева Амана

Ой, какая красивая танцовщица! Какое пышное платье! Жилет черно – золотой и подходит к её костюму. Лицо у неё красивое и светлое, губы словно зефир. Золотые украшения придают казахской девушке красоту. Плавные движения говорят о том, что тело её стройное и легкое. Они так подходят к её фигуре. Как тонко и верно художник написал портрет  казахской девушки, где можно прочитать её мягкий характер и покорность, гибкость и чуткость брови вразлёт на светлом лбу, бархатные глаза, маленький нос и мягкие женственные губы. Кажется, что девушка не на полу танцует а парит в воздухе. Пышное платье как веер кружится в танце. Девушка похожая на изящную вольную птицу исполняющая свой танец. Мне понравилось эта картина она вдохновила меня на такие слова.

                                                                          Работа ученика Гусейнова Аслана

                                                       

Живопись – это один из видов искусства, который понятен всем. Художник, изображающий что – либо, вкладывает частицу Родины в своё творенье. На картине «Казахский вальс» преобладают тёплые тона. Жёлтый плавно переходит в оранжевый, сливающийся с розовым и алым. Эти цвета символизируют гармонию, радость и любовь к окружающему миру. Платье танцовщицы очень пышное и яркое, лицо улыбчивое. Алые губы подчёркивают изящный носик, бархатные глаза смотрят улыбчивое и нежно, светлый лоб  сливается с тёплым колпаком  на её голове. Волосы девушки заплетёны в косы, обвивающие  её маленькое стройное тело. Также присутствуют золотые украшения, подчеркивающие овал лица и изящество рук. Тонкая талия и светлая кожа очень удачно вписались в образ коренной казашки. Свет и тень так - же учтены. Картина производит впечатление чего – то родного и близкого душе, чего – то спокойного и в то – же время весёлого.

                                                                          Работа ученицы Арндт Юлии

 

Казахский вальс хорошо смотрится на фоне осеннего пейзажа. Видно, что танцовщица очень эмоциональная. Она показывает жесты, входит в образ. Её очаровательная улыбка на лице, впечатляет человека. У неё изысканные украшения, даже с картины видно, что они золотые. Порой мне кажется, что если танцовщица быстро закружится, то из-за пышного платья, не будет видно даже её головы…  А какие длинные косы! Мне кажется, что у танцовщицы шёлковые волосы, потому, что они длинные и красивые. А бобровая шапка с пухом ей к лицу. И я хочу отметить, что мне очень понравился камзол с национальным орнаментом. Он очень хорошо сочетается с пышным платьем. А какая чудесная музыка! Очень хорошо подобран ритм к произведению. Чувствуется лёгкость этого произведения. На мой взгляд,  даже слепой человек не видя танец, а просто слушая музыку, может представить и почувствовать движения танца. И даже глухой человек, не слыша музыку, а просто видя плавные и ритмичные движения, может почувствовать музыку танца. Кажется, что танцующая девушка сейчас оживёт, шагнёт за рамки картины, и порадует нас исполнением яркого, неповторимого, незабываемого вальса.

                                                                          Работа ученицы Бейсенова Акерке

На фоне проигрыша ученик читает эти слова:

Танец стремительный,

Легкий  весенний,

Он упоительный,

Как настроение.

Быстрый  волнующий

Словно скользящий

Нас зачарующий,

Громко кричащий

Вот  подхватил

Несёмся мы в танце

Жизнью наполнил

Танцующих в вальсе

 

«Оживление картины» Казахский танец

Отзывы о презентации

(2-3 учащихся и учителя), как обобщение.

Заключительное слово учителя:

Красивые картины могут создавать только счастливые люди. Г.Исмаилова так говорит о своей жизни: « В жизни с первых  шагов я сталкивалась с чем –то совершенным и настоящим. Это главное счастье. В 7 лет услышала музыку Бетховена, увидела настоящую живопись,  познакомилась с народно- прикладным искусством; позже по мере взросления всегда встречались  замечательно талантливые умные люди: М.Ауэзов, Ш.Айманов, мой первый профессор Черкасский, педагоги «Репенки», Газиза Жубанова, Бибигуль Тулегенова… Всех невозможно перечислить. Да я счастливая. Я вышла замуж по большой любви, от которой родился желанный сын Вадим. Я занимаюсь любимым делом.

Я купаюсь в атмосфере живописи».

Любите живопись поэты,

Лишь ей единственной дано

Души  изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Пожелать учащимся найти своё любимое дело и быть счастливыми, как и Г. Исмаилова

Казахская пословица гласит:

«Цветы лишь на своей поляне- цветы», человек лишь на родине человек.

В этих словах заключена истина, передаваемая из поколения в поколения, истина о Человеке и Родине.

Главное богатство любого государства- это его люди, их жизнь, заботы и чаяния, горести и радости.

Домашнее задание:

Написать отзыв о презентации.


Пікірлер (3)

09012005

Очень хорошее сочинение написали дети!!!

дильназ

ой рахмет сендерге мен табалмай отыр едим рахмет тагы

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз