Өлеңдер Бөлімі

Сложные предложения с разными видами связи

Тогжанова Жибек Жуматаевна
преподаватель русского языка и литературы
Актауского технологического колледжа сервиса

Аннотация к уроку

Данный урок разработан для студентов 1 курса при изучении темы «Сложное предложение с разными видами связи». Тип урока – закрепление и обобщение изученного. На уроке используется компьютерная презентация, которая делает урок ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным. Она позволяет вовлечь студентов в образовательнуюдеятельность. В ходе урока закрепляются знания по теме «Сложные предложения» (типы сложного предложения, средства связи, синтаксические отношения, знаки припенания); совершенствуются пунктуационные навыки учащихся. Использованы следующие методы: частично-поисковый, репродуктивный, также приемы: элементы критического мышления, разноуровневые задания, психологический тренинг, работа в паре, конструирование схем, самопроверка. Парная форма работы способствовала сплочению группы, проявление лидерских качеств, вовлечению в работу всех студентов. На урокебыли созданы проблемные ситуации, которые открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Вид урока: Урок – практикум по русскому языку для студентов 1 курса

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков      

Тема: Сложные предложения с разными видами связи

 Цели урока:

- систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения, текста с учетом особенностей и требований Единого национального тестирования.

- развивать учебно-организационные умения (способность к целеустремленности и целеполаганию, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения (устная и письменная речь), учебно-информационные умения

- (навыки работы с компьютером)                                                                                        

- воспитывать желание быть значимой личностью, интерес к родному языку, желание 

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, ноутбуки, тестовые задания, карточки, оценочные листы.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Добрый день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Садитесь.  

А формула удачи нашего урока: Улыбка - настроение - вера в себя - результат. 

- Выберите из стикеров тот, которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Напоминаю: розовый цвет – вы полны энергии, готовы активно работать, жёлтый цвет – вы спокойны, готовы к уроку.

- Мы сегодня будем работать на отдельных оценочных листах. Оставьте строчку для написания темы, вы её сформулируете самостоятельноя думаю, это будет не трудно.

2. Проверка д/з.

Работа в парах. Теоретическая разминка

- Давайте вспомним, что вам необходимо было выполнить дома (составить вопросы по теме «Синтаксис и пунктуация»).

- С какой целью, вы выполняли задания. (чтобы повторить и закрепить все знания по теме сложные предложения). Давайте проверим ваши знания по данной теме, используя игру «Вращающийся круг»

3. Целеполагание.   

- Так, какова тема урока, цель нашего урока? Как достичь этой цели? (каким путём? Что можете сделать?)

(Наша цель-  обобщение знаний из данного раздела русского языка для успешного прохождения итоговой аттестации. Привести в систему и углубить сведения о синтаксисе и пунктуации, а именно сложные предложения с разными видами связи).

Оформите записи на листе:

Тема: Сложные предложения с различными видами связи

цель: …….

- Я приглашаю вас к деловому сотрудничеству, пусть оно будет интересным и продуктивным.   

4.Тест «Проверь себя!»

Задание: определить вид связи

Выполнение тестового задания по теме «Сложное предложение». Работа в паре. Самопроверка по ключам.

1. Основная часть урока.

Повторение по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

-Ребята, из результата того, что вы уже выполнили, я предлагаю вам каждому определить проблемное поле по теме нашего урока. Для этого ответьте на вопросы, чтобы установить диагностику на начало урока, а затем проведём диагностику в конце урока. Посмотрим, как вы поработали над своим проблемным полем.

«0б» -ничего не знаю
«1б» - немного знаю
«2б» - хорошо знаю
3б» - отлично знаю

- А что для этого нужно сделать? (отработать умения по данной теме, исследовать синтаксические конструкции с разными видами связи и т.д.)

- Итак, переходим к практической части.

2. Практическая часть.

Задание 1. Постановка запятой в сложных предложениях с соединительной и подчинительной связью. При каких условиях рядом стоящие союзы разделяются запятой?

Кругом лежит снег (1) но (2) если быть внимательным (3) можно заметить приближение весны.

Ответ: 1,2,3

 

Кругом лежит снег (1) но (2) если быть внимательным (3) то можно заметить приближение весны.

Ответ: 1,2

Задание 2. Определение видов союзной и бессоюзной связей в сложном предложении.

Соотнесите вид связи.

1. Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обычно бывает на юге (М.Лермонтов)  

А. сочинительная и бессоюзная связи

2. Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А.Чехов)

Б. сочинительная и подчинительная связи

3. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его со светом бою, а оно, стараясь брызнуть на мир, напряжённо палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А.Чехов)

В. подчинительная и бессоюзная связи

4. Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И.Бунин)

Г. сочинительная, подчинительная и бессоюзная связи

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-А

 

Физкультминутка. Устали, пришло время отдохнуть глазам. Слушаем музыку, следим за бабочками и быстро-быстро моргаем

Задание 3. Синтаксический разбор сложного предложения. Выбери правильный ответ.

Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел, так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе; солнце, согревая все своим теплом, было уже высоко.

Предложение состоит из:

А-2, Б-5, В-4 простые предложения

 

 

Ответ: Б-5

2.Между первым и вторым предложениями связь

А- подчинительная (придаточное изъяснительное)

Б-подчинительная (придаточное определительное)

В- сочинительная

Ответ: Б – подчинительная (придаточное определительное)

 

3.Третье предложение относится к первому как

А-придаточное обстоятельственное

Б- придаточное определительное

В- придаточное изъяснительное

Ответ: А – придаточное определительное

4.Второе и третье предложение находятся в

А- однородном подчинении

Б- последовательном подчинении

В- Неоднородном подчинении

Г- параллельном подчинении

Ответ: А – однородном подчинении

5.Между третьим и четвёртым предложениями связь

А- сочинительная

Б- подчинительная (придаточное меры и степени)

В- подчинительная (придаточное определительное)

Ответ: Б – подчинительная (придаточные меры и степени)

6 . Это предложение

А- СПП с однородным и комбинированным подчинением

Б – СПП с однородным и последовательным подчинением

В –сложное предложение с разными видами связи

Ответ: В –сложное предложение с разными видами связи

7. Эта схема соответствует данному предложению

А – Да

Б - Нет

Ответ: А- Да

Задание 4. Составьте схемы предложения

1. Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту-две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма.

 

2. Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше; казалось, что конца не будет подъёму.

 

3. По сумрачному небу носились пустые тучи,и, хотя шёл только третий час дня, было темно.

 

- Если вы готовы, то выполним взаимопроверку, поднимите вверх свои листы, объединитесь в пары по цветам. Обменяйтесь листочками, правильные ответы у всех одинаковые.

Выставите оценки в оценочный лист

Дополнительное задание:

Мини-тест

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

1) 1,2,3,4          2) 1,3          3) 1,3,4          4) 2,4

 

2. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

1) 1,3,4          2) 2,3        3) 1,2,4         4) 1,2,3,4

 

3. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1 )1,2,4          2) 1,3          3) 1,3,4          4) 2,3,4

 

4 .Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1) 1,3,4          2) 1,2,3,4          3) 2,4          4) 1,3

 

5. Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другие волны.

1) 1,2,3,4          2) 2,4          3) 1,3         4) 1,3,4

 

 

 

- Какие знания и умения вы применили на этом этапе урока? Оцените работу.

ІV. Рефлексия:

Выполните рефлексию своей деятельности:

Оцените себя по пятибалльной системе.

1. Я знаю, что такое сложное предложение.
2. Я знаю, как определить тип сложного предложения.
3. Я знаю, какие средства связи используются в предложениях.
4. Я могу расставлять знаки препинания в сложных предложениях.
5. Я умею доказывать, что-то или иное предложение относится к данному типу.

- Каковы ваши результаты сегодня (итоговая оценка)
- Какие задания были наиболее лёгкими, выполнены без ошибок?
- Какие задания были наиболее трудные?
- Как я преодолевал(а) (пыталась преодолевать) трудности? Над чем ещё нужно поработать?

Каковы ваши результаты сегодня (итоговая оценка)

- Какие задания были наиболее лёгкими, выполнены без ошибок?
- Какие задания были наиболее трудные?
- Как я преодолевал(а) (пыталась преодолевать) трудности? Над чем ещё нужно поработать?

V. Домашнее задание (на выбор)

Прочитайте текст

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.       Д.С.Лихачёв

1. Напишите сочинение-рассуждение по тексту

Или составьте тест по пройденной теме на уроке.

VІ. Завершение урока

- Спасибо всем за урок. Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех!  Ведь помогла нам сегодня наша формула? Будьте добрыми! Всегда оставайтесь замечательными людьми!  Удачи!

Приложение

Дата:________________

Тема:________________

Цель:________________

Лист оценивания________________

Ф. И.__________________________

Задание

Д/з

«Вращающийся круг»

Тест

«Проверь себя»

Практическая работа

Доп.Мини-тест

Итог

№1

№2

№3

№4

   
 

 

 

 

 

 


Қарап көріңіз

Пікірлер (0)

Пікір қалдырыңыз

×