Тогжанова Жибек Жуматаевна
преподаватель русского языка и литературы
Актауского технологического колледжа сервиса
Аннотация к уроку
Данный урок разработан для студентов 1 курса при изучении темы «Сложное предложение с разными видами связи». Тип урока – закрепление и обобщение изученного. На уроке используется компьютерная презентация, которая делает урок ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным. Она позволяет вовлечь студентов в образовательнуюдеятельность. В ходе урока закрепляются знания по теме «Сложные предложения» (типы сложного предложения, средства связи, синтаксические отношения, знаки припенания); совершенствуются пунктуационные навыки учащихся. Использованы следующие методы: частично-поисковый, репродуктивный, также приемы: элементы критического мышления, разноуровневые задания, психологический тренинг, работа в паре, конструирование схем, самопроверка. Парная форма работы способствовала сплочению группы, проявление лидерских качеств, вовлечению в работу всех студентов. На урокебыли созданы проблемные ситуации, которые открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Вид урока: Урок – практикум по русскому языку для студентов 1 курса
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков
Тема: Сложные предложения с разными видами связи
Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения, текста с учетом особенностей и требований Единого национального тестирования.
- развивать учебно-организационные умения (способность к целеустремленности и целеполаганию, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения (устная и письменная речь), учебно-информационные умения
- (навыки работы с компьютером)
- воспитывать желание быть значимой личностью, интерес к родному языку, желание
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, ноутбуки, тестовые задания, карточки, оценочные листы.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
- Добрый день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и друг другу. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Садитесь.
А формула удачи нашего урока: Улыбка - настроение - вера в себя - результат.
- Выберите из стикеров тот, которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Напоминаю: розовый цвет – вы полны энергии, готовы активно работать, жёлтый цвет – вы спокойны, готовы к уроку.
- Мы сегодня будем работать на отдельных оценочных листах. Оставьте строчку для написания темы, вы её сформулируете самостоятельно, я думаю, это будет не трудно.
2. Проверка д/з.
Работа в парах. Теоретическая разминка
- Давайте вспомним, что вам необходимо было выполнить дома (составить вопросы по теме «Синтаксис и пунктуация»).
- С какой целью, вы выполняли задания. (чтобы повторить и закрепить все знания по теме сложные предложения). Давайте проверим ваши знания по данной теме, используя игру «Вращающийся круг»
3. Целеполагание.
- Так, какова тема урока, цель нашего урока? Как достичь этой цели? (каким путём? Что можете сделать?)
(Наша цель- обобщение знаний из данного раздела русского языка для успешного прохождения итоговой аттестации. Привести в систему и углубить сведения о синтаксисе и пунктуации, а именно сложные предложения с разными видами связи).
Оформите записи на листе:
Тема: Сложные предложения с различными видами связи
цель: …….
- Я приглашаю вас к деловому сотрудничеству, пусть оно будет интересным и продуктивным.
4.Тест «Проверь себя!»
Задание: определить вид связи
Выполнение тестового задания по теме «Сложное предложение». Работа в паре. Самопроверка по ключам.
1. Основная часть урока.
Повторение по теме «Сложные предложения с разными видами связи».
-Ребята, из результата того, что вы уже выполнили, я предлагаю вам каждому определить проблемное поле по теме нашего урока. Для этого ответьте на вопросы, чтобы установить диагностику на начало урока, а затем проведём диагностику в конце урока. Посмотрим, как вы поработали над своим проблемным полем.
«0б» -ничего не знаю
«1б» - немного знаю
«2б» - хорошо знаю
3б» - отлично знаю
- А что для этого нужно сделать? (отработать умения по данной теме, исследовать синтаксические конструкции с разными видами связи и т.д.)
- Итак, переходим к практической части.
2. Практическая часть.
Задание 1. Постановка запятой в сложных предложениях с соединительной и подчинительной связью. При каких условиях рядом стоящие союзы разделяются запятой?
Кругом лежит снег (1) но (2) если быть внимательным (3) можно заметить приближение весны. |
Ответ: 1,2,3
|
Кругом лежит снег (1) но (2) если быть внимательным (3) то можно заметить приближение весны. |
Ответ: 1,2 |
Задание 2. Определение видов союзной и бессоюзной связей в сложном предложении.
Соотнесите вид связи.
1. Солнце закатилось, и ночь последовала за ним, без промежутка, как это обычно бывает на юге (М.Лермонтов) |
А. сочинительная и бессоюзная связи |
2. Когда проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (А.Чехов) |
Б. сочинительная и подчинительная связи |
3. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его со светом бою, а оно, стараясь брызнуть на мир, напряжённо палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом (А.Чехов) |
В. подчинительная и бессоюзная связи |
4. Уже давно село солнце, но ещё лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (И.Бунин) |
Г. сочинительная, подчинительная и бессоюзная связи Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-А |
Физкультминутка. Устали, пришло время отдохнуть глазам. Слушаем музыку, следим за бабочками и быстро-быстро моргаем
Задание 3. Синтаксический разбор сложного предложения. Выбери правильный ответ.
Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел, так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе; солнце, согревая все своим теплом, было уже высоко. Предложение состоит из: А-2, Б-5, В-4 простые предложения |
Ответ: Б-5 |
2.Между первым и вторым предложениями связь А- подчинительная (придаточное изъяснительное) Б-подчинительная (придаточное определительное) В- сочинительная |
Ответ: Б – подчинительная (придаточное определительное)
|
3.Третье предложение относится к первому как А-придаточное обстоятельственное Б- придаточное определительное В- придаточное изъяснительное |
Ответ: А – придаточное определительное |
4.Второе и третье предложение находятся в А- однородном подчинении Б- последовательном подчинении В- Неоднородном подчинении Г- параллельном подчинении |
Ответ: А – однородном подчинении |
5.Между третьим и четвёртым предложениями связь А- сочинительная Б- подчинительная (придаточное меры и степени) В- подчинительная (придаточное определительное) |
Ответ: Б – подчинительная (придаточные меры и степени) |
6 . Это предложение А- СПП с однородным и комбинированным подчинением Б – СПП с однородным и последовательным подчинением В –сложное предложение с разными видами связи |
Ответ: В –сложное предложение с разными видами связи |
7. Эта схема соответствует данному предложению А – Да Б - Нет |
Ответ: А- Да |
Задание 4. Составьте схемы предложения
1. Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту-две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма. |
|
2. Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше; казалось, что конца не будет подъёму. |
|
3. По сумрачному небу носились пустые тучи,и, хотя шёл только третий час дня, было темно. |
|
- Если вы готовы, то выполним взаимопроверку, поднимите вверх свои листы, объединитесь в пары по цветам. Обменяйтесь листочками, правильные ответы у всех одинаковые.
Выставите оценки в оценочный лист
Дополнительное задание:
Мини-тест
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало. |
1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,4
|
2. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал. |
1) 1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4
|
3. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос. |
1 )1,2,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4
|
4 .Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу. |
1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,4 4) 1,3
|
5. Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другие волны. |
1) 1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4
|
- Какие знания и умения вы применили на этом этапе урока? Оцените работу.
ІV. Рефлексия:
Выполните рефлексию своей деятельности:
Оцените себя по пятибалльной системе.
1. Я знаю, что такое сложное предложение.
2. Я знаю, как определить тип сложного предложения.
3. Я знаю, какие средства связи используются в предложениях.
4. Я могу расставлять знаки препинания в сложных предложениях.
5. Я умею доказывать, что-то или иное предложение относится к данному типу.
- Каковы ваши результаты сегодня (итоговая оценка)
- Какие задания были наиболее лёгкими, выполнены без ошибок?
- Какие задания были наиболее трудные?
- Как я преодолевал(а) (пыталась преодолевать) трудности? Над чем ещё нужно поработать?
Каковы ваши результаты сегодня (итоговая оценка)
- Какие задания были наиболее лёгкими, выполнены без ошибок?
- Какие задания были наиболее трудные?
- Как я преодолевал(а) (пыталась преодолевать) трудности? Над чем ещё нужно поработать?
V. Домашнее задание (на выбор)
Прочитайте текст
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв
1. Напишите сочинение-рассуждение по тексту
Или составьте тест по пройденной теме на уроке.
VІ. Завершение урока
- Спасибо всем за урок. Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Ведь помогла нам сегодня наша формула? Будьте добрыми! Всегда оставайтесь замечательными людьми! Удачи!
Приложение
Дата:________________
Тема:________________
Цель:________________
Лист оценивания________________
Ф. И.__________________________
Задание |
Д/з «Вращающийся круг» |
Тест «Проверь себя» |
Практическая работа |
Доп.Мини-тест |
Итог |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
||
|
|
|
|
|
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі