Өлең, жыр, ақындар

Сентиментализм. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин

Баядилова Бакыткул Кенжегуловна
учитель русского языка и литературы
Мухтарской основной средней школы
Шетского района

Класс 8                 

Тема урока: Сентиментализм. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин

«Твердый разум» и «нежнейшие чувства».

Задачи:

обучающие: - на примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением - сентиментализмом.

развивающие: - развивать навык сотрудничества в группе, способствовать развитию мышления, интереса к литературе сентиментализма;

воспитательные: - воспитать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение.

Тип урока: формирование новых знаний

Методы и приемы: работа в группах, сравнительный анализ, описание,

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации учащихся к повести

Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный

Эпиграф  к уроку: 

С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к  природе,  нежных  отливов мысли и впечатлений,  словом  

сказать, поэзия внутренняя,  задушевная.

П.А. Вяземский 

Ход урока

І. Организационно-мотивационный этап

1. Настрой на урок

- Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.

Положите правую руку на сердце и повторяйте за мной:

- Я есть любовь. Я есть воля. Я есть сила. Я есть добро. Я – человек.  Все зависит от меня. Все в моих руках.

- Каким вы хотите, чтоб был наш урок?

Что для этого необходимо?

- Работа нам предстоит в группах, предварительно вы уже получили задания. Итак, первая группа представит писателя, вторая – главную героиню Лизу, третья группа – Эраста, четвертая группа – пейзажные зарисовки в повести.

2. Запись темы, эпиграфа (Слайд 1- 2)

- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович  Карамзин. И на примере его повести ознакомимся с литературным направлением – сентиментализмом.( Слайд 4 )

(Сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя)

Классицизм

Линия сравнения

Сентиментализм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Гражданская, общественная

Основная тематика

Любовная

Строгое деление на положительных  и отрицательных, однолинейность

Герои и характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Вспомогательная, условная

Роль пейзажа

Средство психологической характеристики героев

Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира

Основные жанры 

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проверка домашнего задания

 - Какова ведущая сюжетная линия в повести?

-         Трагическая любовь Лизы и Эраста.

- Расскажите содержание коротко, сжав  повесть до нескольких предложений.

-         Какой герой является главным. Почему?

-         Докажите, что это произведение сентиментализма.

ІІ. Оперативно-исполнительный этап

Беседа по содержанию повести.

1. Кто герои произведения?  (Составление кластера)

Дайте характеристику Лизе. Какая она?

(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15 летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

Каков Эраст?

Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».

2. Как развивались их отношения?

Прочитайте место, где описана первая встреча Лизы с Эрастом  (Слайд 9)

Как сменяются чувства Лизы на протяжении повести? (Слайд 10)

Смущение
Грусть
Безумная радость
Печальное раздумье
Восторг
Страх
Величайшее беспокойство
Отчаяние
Потрясение
САМОУБИЙСТВО

Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.

3. Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

4. Как разрешается конфликт в повести?

(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)

- Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы?

Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.

5.  Какова роль автора в повести?

Он выступает в роли рассказчика. Автор - человек тонко чувствующий природу, любящий природу, способный видеть красоту природы, ощущать гармонию с природой. Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку.

- Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни.
- Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям.
- По его мнению, необходим рассудок

ОБРАЗ ПРИРОДЫ

Высшие силы представлены в образе природы:

1. Воплощение красоты.

2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом).

ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

Найти в тексте описание природы.

1. Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши.

2. Ландыши потом она бросит в речку.

3. Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Лиза не видит своего будущего, оно закрыто для нее).

4. Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» 

5. Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями».

6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает.

7. Лизу сопровождает свет, солнце.

8. Эраст всегда появляется вечером, даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.

ІІІ. Рефлексивно-оценочный этап.

 Итоги урока

- Правильно ли поступила Лиза, покончив жизнь самоубийством? Осуждаете ее или соглашаетесь с ней?

- Какую оценку дадите Эрасту? Как можно расценить его поступок?

 Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое.

В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства.

1. Рефлексия

2. Составьте синквейн к словам  «Чувство», «Разум»

3. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлек(ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Оценивание

Перед вами лежат стикеры, выбрав цвет, оцените одноклассников или группу

Красный – молодец, сумел раскрыть тему

Зеленый – самый активный участник

Желтый – в следующий раз будет активнее


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз