Өлең, жыр, ақындар

Обобщающие слова при однородных членах предложения

КГУ «Общеобразовательная средняя школа имени К. Бозтаева»
Провела: учитель русского языка и литературы Аманова Махаббат Асановна

8 класс Русский язык                       

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Задачи:

1. Формирование знаний учащихся по обобщающим словам при однородных членах предложения.

2. Отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах; формировать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;

3. Развивать творческое мышление и самостоятельность учащихся, развивать умение употреблять обобщающие слова в письменной и устной речи. Развивать логическое мышление, умение делать вывод; развивать навыки креативного мышления при усвоении информации;
воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к истории родного края, патриотизм.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цели: Углубить представление об однородных членах.

Методы: объяснительно-иллюстрирующий, информационно-сообщающий, практический.

МПС: история, музыка, родной язык. 

Оборудование: таблица «Обобщающие слова при однородных членах предложения», видео ролик о городе, фотографии краеведческого музея и достопримечательностей города, слайды

Ход урока

I. Организационный момент. 

1. Приветствие и психологический настрой класса.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. 
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи большого пальца. Палец поднят вверх - настроение отличное, указывает налево - хорошее, вниз- так себе. 
- Я тоже покажу вам своё настроение. 
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

2.   Дифференцированное задание.

Вызвать к доске для работы  по карточкам 2-х  учеников.

Карточка №1 (слабый ученик)

Спишите предложение. Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Составьте схему.

С каждым годом мой родной и любимый город становится краше.

Карточка №2 (способный ученик)

Спишите предложение, расставьте знаки препинания; сделайте синтаксический разбор; объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложение.

Историю нашего города создавали простые люди: железнодорожники, рабочие, врачи, учителя.

2.Слайд № 1Фронтальный опрос-повторение  учащихся.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Как связываются между собой однородные члены предложения?

- В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?

-  Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.
-  Однородные члены предложения связываются между собой сочинительной связью

- .Перед одиночными соединительными союзами (и, да=и) запятая между однородными членами не ставится.

2. Слайд №1 Расставить знаки препинания в схемах.

1)  О и О и О.

2)  О зато О.

3)  не только О но и О.

4)  как О так и О.

5)  ни О ни О ни О.

6)  О и ОО и О.

2. Слайд № 3 Проверьте

1)  О и О, и О.

2)  О, зато О.

3)  не только О, но и О.

4)  как О, так и О.

5)  ни О, ни О, ни О.

6)  О и О, О и О.

II. Изучение нового материала. 

- Ребята, посмотрите на эти предложения и скажите, что их объединяет?

Историю нашего города создавали простые люди: железнодорожники, рабочие, врачи, учителя.

-  В чём особенность этого предложения? В чём разница оформленияоднородных членов?

(перед однородными членами ставится двоеточие)

- Укажите имеющееся при однородных членах слово, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и как в связи с этим может называться.

Опираясь на сказанное, сформулируйте тему и цель нашего урока.(Провожу сопоставительную работу с родным языком «Жалпылауыш сөз»)

Запишите её.

Слайд № 2 Запись в тетради числа и темы

Слайд № 3

Цель урока:  Сегодня вы научитесь

1. Находить в предложениях обобщающие слова.

2. Правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.

3. Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Слайд № 4

1. Объяснение учителем темы урока.

-  При однородных членах предложения могут находиться «слова-командиры» — обобщающие слова.Обобщающими называются слова,  которые объединяют однородные  члены  предложения в одну смысловую группу.Обоб­щающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия: всё, все, это всё, вот что, никто, ничто, везде, всюду, повсюду, нигде, никто. Иногда могут быть выражены словосочетаниями (фразеологизмами). Обобщающее слово может быть любым членом предложения. Внимание! Обобщающее слово и однородные члены, являются одним членом предложения.

Слайд № 5

Слайд № 7

Запишите данные предложения, найдите обобщающие слова и подчеркните их как члены предложения. Составьте схему.

Зимней ночью ты на улицах города Аягоз не увидишь ни души: ни человека, ни птицы, ни машины. 

На площади нашего города, на улицах – одним словом, всюду цветут разноцветные цветы. 

Ни взрослые, ни дети – никто не хотел расходиться после концерта Розы Рымбаевой.

III. Закрепление

3. Работа в группах. Деление на группы по картинкам. Использую картинки как наглядность для развития речи. Каждая группа рассказывает о том, что изображено на картинках.

1 группа «Патриоты». Памятники города Аягоз

2 группа «Историки». Краеведческий музей города Аягоз

Группа выбирает лидера «Аквариум»

-  А активное участие на уроке, лидеры буду отмечать вас вот такими историческими сакскими монетами в мешочках (қоржын). В конце урока мы подсчитаем количество заработанных вами монет и оценим вашу работу.

* Опережающее задание. Подготовленный ученик рассказывает об истории данной монеты по слайдам.

Физминутка. (просматривая  видеоролик о родном городе, учащиеся подпевают и танцуют)   

1.Вступительное слово учителя

- Ребята, для чего нужны музеи, памятники?

-  Для того, чтобы люди знали и помнили историю своего народа, уважали и хранили в памяти тех великих людей, которые отдали свою жизнь ради свободы родной земли. И в нашей школе есть музей К. Бозтаева, благодаря которому был закрыт Семипалатинский полигон. Он учился в этих стенах, сидел, как и вы,  за этими партами. В музее хранятся его личные вещи, предметы, которыми он пользовался, его книги. А также фотографии и документы бывших выпускников. Ребята, знайте, помните и никогда не забывайте историю своего родного города, гордитесь им. Человек, не знающий свою историю-Человек без будущего. Вы будущее народа. Вы дальше будете писать историю.

(Текст в распечатанном виде лежит на партах.) 

Текст для 1 группы

Ко Дню Независимости Республики Казахстан 21 декабря 2013 года в городе Аягоз по улице Танирбергенова 27 прошло торжественное открытие краеведческого музея.  Музей отражает все исторические события, которые имели место на нашей земле. Это и достижения великих ханов, уважаемых биев, талантливых акынов, мужественных батыров, деятелей искусств и мастеров  спорта. В музее имеются также сведения о ветеранах Великой Отечественной Войны, ветеранах труда, о почетных гражданах района.

Многие посетители: школьники и преподаватели, горожане и гости города – с большим интересом знакомятся с  уникальными находками и памятниками эпохи раннего железа. Особый интерес вызывают предметы прикладного искусства, выполненные в сакско-сибирском зверином стиле: изображения архаров, оленей, лосей из дерева и золота.

Областным историко-краеведческим музеем были переданы в дар чучела птиц, фотографии животного и растительного мира региона, материалы по истории края – словом, бесценные экспонаты для районного музея.

В данное время музей работает по пополнению фонда исторически ценными экспонатами и демонстрацией населению уже имеющих ценностей.

Задание

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Найдите и выпишите из текста  предложения с обобщающими словами  при однородных членах предложения.(1 ученик идет работать к доске.)

3. Составьте схемы с однородными членами предложения, объясните постановку знаков препинания.

Текст для 2 группы

Город Аягоз - крупная железно-дорожная станция, которая является центромАягозского района. Люди разных национальностей: русские, татары, немцы, украинцы, белорусы, чеченцы, корейцы, уйгуры и другие -  в мире и согласии проживают на этой святой земле.

Здесь в свое время бывали великие личности: Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов, П. Семенов-Тян-Шанский, Г. Потанин, А. Янушкевич. На территории города  находятся много достопримечательнос-тей: памятники великих людей, старинные здания, красивые арки. Среди них самым известным является памятник народной архитектуры «Козы Корпеш-Баян-сулу»,- одним словом, это не все достопримечательности, которыми мы можем гордиться.Край богат также полезными ископаемыми. Все национальное богатство: леса, земля, животные, исторические памятники, залежи полезных ископаемых – охраняется государством.

В районе работает туристическая фирма «Ұлы Керуен» (Великий караван), которая осуществляет туристические поездки и экскурсии по району, городам РК и за границей.

Жители города делают все для того, чтобы их город процветал и развивался.

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Найдите и выпишите из текста предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения. 1 ученик идет работать к доске.

3. Составьте схемы с однородными членами предложения, объясните постановку знаков препинания.

4. Метод Джигсо (по 1 ученику переходят в другую группу и пересказывают содержание текста своей группы)

5. Каждая группа составьте по 3 вопроса устно для другой группы.

Стратегия «Восточный базар» — Вы неплохо потрудились, а сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Восточный базар». В чем его особенность? (торгуются)

— Вот и вы будете торговаться друг с другом, обмениваться, просить.

Вашим товаром будут 1 предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения и  схемы к этим предложениям с обобщающим словом при однородных членах предложения. Каждый получает по карточке.

Задача: найти схему своего предложения,  а, другоепоменять так, чтобы схема совпадала с вашим предложением.

/Дети встают с мест, выходят на середину класса и начинают торг).

— Чем порадовал вас восточный базар?

/проверка: по очереди читают предложения, называя  обобщающее слово и однородные члены предложения при нем..

Слайд № 8

А теперь посмотрите на доску. (проверяют верность своих работ)

1. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.

 О,  О, О -О

2. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...А. П. Чехов

  О: и О, и О, и О, и О

3. Повсюду, а именно:  в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумныеразговоры.

О, а именно: О,  О,  О,  О -

4. Ни в воздухе, ни под землёй, ни под водой  - нигде  и никогда не должны производиться испытания ядерного оружия.

Ни О, ни О, ни О -  О

5. Все жители города: мужчины и  женщины, дети и  старики – вышли на субботник.

О: О и О,  О и О -

Слайд № 9

IV .Обобщение темы

- Каково значение обобщающего слова?

- Каким членом предложения является обобщающее слово?

- Какие слова используются в роли обобщающих слов?

- Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова?

– Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах?

 V. Итог урока. 

1. Оценки. Посчитать монеты и выставить оценки.

2. Рефлексия

«Интеллектуальный круг»: фразы записаны на доске. Ответы пишут на стикерах.

- Что важного и ценного я узнал во время урока?

- Сегодня на уроке мне удалось...

- Для меня было затруднительным...

2. Домашнее задание: 

Задание. Написать статью для газеты «Школьный музей имени К. Бозтаева». В предложениях с однородными членами предложения используйте в качестве обобщающих слов местоимения и наречия.

Стр. 163,  упр. № 5 (для слабых учащихся)

 

ФИО  ученика

Работа по карточкам

Логика изложения материала, чёткость

Логика изложения материала, чёткость

Поведение в группе, умение сотрудничать

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз