КГУ «Общеобразовательная средняя школа имени К. Бозтаева»
Провела: учитель русского языка и литературы Аманова Махаббат Асановна
8 класс Русский язык
Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Задачи:
1. Формирование знаний учащихся по обобщающим словам при однородных членах предложения.
2. Отработать умение находить обобщающие слова при однородных членах; формировать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
3. Развивать творческое мышление и самостоятельность учащихся, развивать умение употреблять обобщающие слова в письменной и устной речи. Развивать логическое мышление, умение делать вывод; развивать навыки креативного мышления при усвоении информации;
воспитывать самостоятельность, познавательную активность и любовь к истории родного края, патриотизм.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цели: Углубить представление об однородных членах.
Методы: объяснительно-иллюстрирующий, информационно-сообщающий, практический.
МПС: история, музыка, родной язык.
Оборудование: таблица «Обобщающие слова при однородных членах предложения», видео ролик о городе, фотографии краеведческого музея и достопримечательностей города, слайды
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие и психологический настрой класса.
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи большого пальца. Палец поднят вверх - настроение отличное, указывает налево - хорошее, вниз- так себе.
- Я тоже покажу вам своё настроение.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
2. Дифференцированное задание.
Вызвать к доске для работы по карточкам 2-х учеников.
Карточка №1 (слабый ученик)
Спишите предложение. Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Составьте схему.
С каждым годом мой родной и любимый город становится краше.
Карточка №2 (способный ученик)
Спишите предложение, расставьте знаки препинания; сделайте синтаксический разбор; объясните знаки препинания, охарактеризуйте предложение.
Историю нашего города создавали простые люди: железнодорожники, рабочие, врачи, учителя.
2.Слайд № 1Фронтальный опрос-повторение учащихся.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Как связываются между собой однородные члены предложения?
- В каких случаях перед союзами и, да запятая не ставится?
- Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.
- Однородные члены предложения связываются между собой сочинительной связью
- .Перед одиночными соединительными союзами (и, да=и) запятая между однородными членами не ставится.
2. Слайд №1 Расставить знаки препинания в схемах.
1) О и О и О.
2) О зато О.
3) не только О но и О.
4) как О так и О.
5) ни О ни О ни О.
6) О и ОО и О.
2. Слайд № 3 Проверьте
1) О и О, и О.
2) О, зато О.
3) не только О, но и О.
4) как О, так и О.
5) ни О, ни О, ни О.
6) О и О, О и О.
II. Изучение нового материала.
- Ребята, посмотрите на эти предложения и скажите, что их объединяет?
Историю нашего города создавали простые люди: железнодорожники, рабочие, врачи, учителя.
- В чём особенность этого предложения? В чём разница оформленияоднородных членов?
(перед однородными членами ставится двоеточие)
- Укажите имеющееся при однородных членах слово, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и как в связи с этим может называться.
Опираясь на сказанное, сформулируйте тему и цель нашего урока.(Провожу сопоставительную работу с родным языком «Жалпылауыш сөз»)
Запишите её.
Слайд № 2 Запись в тетради числа и темы
Слайд № 3
Цель урока: Сегодня вы научитесь
1. Находить в предложениях обобщающие слова.
2. Правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.
3. Составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Слайд № 4
1. Объяснение учителем темы урока.
- При однородных членах предложения могут находиться «слова-командиры» — обобщающие слова.Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу.Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия: всё, все, это всё, вот что, никто, ничто, везде, всюду, повсюду, нигде, никто. Иногда могут быть выражены словосочетаниями (фразеологизмами). Обобщающее слово может быть любым членом предложения. Внимание! Обобщающее слово и однородные члены, являются одним членом предложения.
Слайд № 5
Слайд № 7
Запишите данные предложения, найдите обобщающие слова и подчеркните их как члены предложения. Составьте схему.
Зимней ночью ты на улицах города Аягоз не увидишь ни души: ни человека, ни птицы, ни машины.
На площади нашего города, на улицах – одним словом, всюду цветут разноцветные цветы.
Ни взрослые, ни дети – никто не хотел расходиться после концерта Розы Рымбаевой.
III. Закрепление
3. Работа в группах. Деление на группы по картинкам. Использую картинки как наглядность для развития речи. Каждая группа рассказывает о том, что изображено на картинках.
1 группа «Патриоты». Памятники города Аягоз
2 группа «Историки». Краеведческий музей города Аягоз
Группа выбирает лидера «Аквариум»
- А активное участие на уроке, лидеры буду отмечать вас вот такими историческими сакскими монетами в мешочках (қоржын). В конце урока мы подсчитаем количество заработанных вами монет и оценим вашу работу.
* Опережающее задание. Подготовленный ученик рассказывает об истории данной монеты по слайдам.
Физминутка. (просматривая видеоролик о родном городе, учащиеся подпевают и танцуют)
1.Вступительное слово учителя
- Ребята, для чего нужны музеи, памятники?
- Для того, чтобы люди знали и помнили историю своего народа, уважали и хранили в памяти тех великих людей, которые отдали свою жизнь ради свободы родной земли. И в нашей школе есть музей К. Бозтаева, благодаря которому был закрыт Семипалатинский полигон. Он учился в этих стенах, сидел, как и вы, за этими партами. В музее хранятся его личные вещи, предметы, которыми он пользовался, его книги. А также фотографии и документы бывших выпускников. Ребята, знайте, помните и никогда не забывайте историю своего родного города, гордитесь им. Человек, не знающий свою историю-Человек без будущего. Вы будущее народа. Вы дальше будете писать историю.
(Текст в распечатанном виде лежит на партах.)
Текст для 1 группы
Ко Дню Независимости Республики Казахстан 21 декабря 2013 года в городе Аягоз по улице Танирбергенова 27 прошло торжественное открытие краеведческого музея. Музей отражает все исторические события, которые имели место на нашей земле. Это и достижения великих ханов, уважаемых биев, талантливых акынов, мужественных батыров, деятелей искусств и мастеров спорта. В музее имеются также сведения о ветеранах Великой Отечественной Войны, ветеранах труда, о почетных гражданах района.
Многие посетители: школьники и преподаватели, горожане и гости города – с большим интересом знакомятся с уникальными находками и памятниками эпохи раннего железа. Особый интерес вызывают предметы прикладного искусства, выполненные в сакско-сибирском зверином стиле: изображения архаров, оленей, лосей из дерева и золота.
Областным историко-краеведческим музеем были переданы в дар чучела птиц, фотографии животного и растительного мира региона, материалы по истории края – словом, бесценные экспонаты для районного музея.
В данное время музей работает по пополнению фонда исторически ценными экспонатами и демонстрацией населению уже имеющих ценностей.
Задание
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
2. Найдите и выпишите из текста предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения.(1 ученик идет работать к доске.)
3. Составьте схемы с однородными членами предложения, объясните постановку знаков препинания.
Текст для 2 группы
Город Аягоз - крупная железно-дорожная станция, которая является центромАягозского района. Люди разных национальностей: русские, татары, немцы, украинцы, белорусы, чеченцы, корейцы, уйгуры и другие - в мире и согласии проживают на этой святой земле.
Здесь в свое время бывали великие личности: Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов, П. Семенов-Тян-Шанский, Г. Потанин, А. Янушкевич. На территории города находятся много достопримечательнос-тей: памятники великих людей, старинные здания, красивые арки. Среди них самым известным является памятник народной архитектуры «Козы Корпеш-Баян-сулу»,- одним словом, это не все достопримечательности, которыми мы можем гордиться.Край богат также полезными ископаемыми. Все национальное богатство: леса, земля, животные, исторические памятники, залежи полезных ископаемых – охраняется государством.
В районе работает туристическая фирма «Ұлы Керуен» (Великий караван), которая осуществляет туристические поездки и экскурсии по району, городам РК и за границей.
Жители города делают все для того, чтобы их город процветал и развивался.
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
2. Найдите и выпишите из текста предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения. 1 ученик идет работать к доске.
3. Составьте схемы с однородными членами предложения, объясните постановку знаков препинания.
4. Метод Джигсо (по 1 ученику переходят в другую группу и пересказывают содержание текста своей группы)
5. Каждая группа составьте по 3 вопроса устно для другой группы.
Стратегия «Восточный базар» — Вы неплохо потрудились, а сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Восточный базар». В чем его особенность? (торгуются)
— Вот и вы будете торговаться друг с другом, обмениваться, просить.
Вашим товаром будут 1 предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения и схемы к этим предложениям с обобщающим словом при однородных членах предложения. Каждый получает по карточке.
Задача: найти схему своего предложения, а, другоепоменять так, чтобы схема совпадала с вашим предложением.
/Дети встают с мест, выходят на середину класса и начинают торг).
— Чем порадовал вас восточный базар?
/проверка: по очереди читают предложения, называя обобщающее слово и однородные члены предложения при нем..
Слайд № 8
А теперь посмотрите на доску. (проверяют верность своих работ)
1. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.
О, О, О -О
2. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...А. П. Чехов
О: и О, и О, и О, и О
3. Повсюду, а именно: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумныеразговоры.О, а именно: О, О, О, О -
4. Ни в воздухе, ни под землёй, ни под водой - нигде и никогда не должны производиться испытания ядерного оружия.
Ни О, ни О, ни О - О
5. Все жители города: мужчины и женщины, дети и старики – вышли на субботник.
О: О и О, О и О -
Слайд № 9
IV .Обобщение темы
- Каково значение обобщающего слова?
- Каким членом предложения является обобщающее слово?
- Какие слова используются в роли обобщающих слов?
- Какими ещё словами могут быть выражены обобщающие слова?
– Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах?
V. Итог урока.
1. Оценки. Посчитать монеты и выставить оценки.
2. Рефлексия
«Интеллектуальный круг»: фразы записаны на доске. Ответы пишут на стикерах.
- Что важного и ценного я узнал во время урока?
- Сегодня на уроке мне удалось...
- Для меня было затруднительным...
2. Домашнее задание:
Задание. Написать статью для газеты «Школьный музей имени К. Бозтаева». В предложениях с однородными членами предложения используйте в качестве обобщающих слов местоимения и наречия.
Стр. 163, упр. № 5 (для слабых учащихся)
№ |
ФИО ученика |
Работа по карточкам |
Логика изложения материала, чёткость |
Логика изложения материала, чёткость |
Поведение в группе, умение сотрудничать |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі