Автор опыта: Ступачук Лариса Константиновна КГКП ясли-сад №33 «Күншуақ»
Дошкольное воспитание
Тема опыта: Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Раздел I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения опыта. Автор опыта осуществляет свою педагогическую деятельность в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад общеразвивающего вида г. Сатпаев, расположенном в Карагандинской области. Работает во всех возрастных группах. В детском саду имеется эстетически оформленный музыкальный зал, который оснащён необходимым техническим и дидактическим оборудованием, отвечающим современным требованиям.
В нашем городе находится Школа исскуств, где есть возможность научить детей пению. Однако, если школьники могут заниматься в детских студиях, то для детей дошкольного возраста традиционные музыкальные занятия в детском саду – единственный источник приобщения к музыке. Дошкольники не имеют возможности посещать концерты живой музыки, музыкальные спектакли, постановки детских театров. Традиционные музыкальные занятия тоже не могут дать детям полноценного музыкального образования, так как в предлагаемых программах для дошкольников музыкальные разделы по обучению пению недостаточно разработаны.
Музыкальный руководитель уделяет больше внимания формированию певческого слуха и голоса дошкольников. Она провела обследование вокального развития детей, чтобы установить, насколько у них развиты певческие навыки. Диагностика уровня развития певческих навыков по методике К.В. Тарасовой показала, что 30% детей 4-7 лет имеют низкий уровень развития. Это привело к выводу – традиционное обучение детей пению не позволяет обеспечить в полной мере развитие певческого слуха и голоса.
Исходя из этого, автор опыта считает, что именно в дошкольном возрасте задачу формирования певческих навыков можно решить через проектную деятельность. Поэтому возникла идея создания проектной деятельности, помогающей развить певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста.
Для родителей были проведены индивидуальные консультации по вопросам развития певческих навыков и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах.
Актуальность опыта. В государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Музыка» направлено на развитие музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку.
«Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, способствует глубже воспринимать музыку, постигать мир музыкальных звуков. Исполняя песни, дети активно выражают свои чувства, настроение: учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему». Благодаря развитию музыкального слуха и голоса, музыка начинает увлекать, появляется устойчивый интерес к ней, способность к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание музыкальных произведений. Каждый человек при рождении получает уникальный дар-голос. Уникальность состоит из нескольких функций:
- Голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья детей. На протяжении всей жизни голос человека сигнализирует окружающим о его самочувствии и жизнеспособности: здоров, болен, устал или полог сил и энергии и т.д.;
- голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ненависть, безразличие и т.д. и звучать он может в зависимости от настроения по-разному: весело, раздраженно, грозно, торжественно и т.д.;
- голос человека при его желании и при благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым. При помощи этого инструмента человек может выразить свое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние.
Голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он еще способен оздоровить поющего человека. Пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости. Пение - явление очень непростое и зависит от нескольких факторов:
1. Наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей;
2. Окружающая музыкально-певческая среда, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие ребенка с рождения. Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. В это время формирование голоса и речи ребенка полностью зависит от окружающих его взрослых. Если дома музыкально-певческая среда не сложилась, то необходимо организовать ее в ДОУ: музыка и пение должны стать частью жизни детей в группе.
Пение на ребенка действует благодатно, если оно соответствует его природе и возможностям. Ежедневное звучание попевок, колыбельных, прибауток, хороводов приносит ребенку неоценимую пользу для формирования его памяти. слуха, ритма и в конечном итоге речи и пения.
3. Процесс обучения пению, который включает в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса. Если развитию голоса ребенка помогают полученные по наследству от родителей певческие и музыкальные способности, а также благоприятная окружающая среда в семье, то наличие третьего фактора (процесса обучения) решающего значения иметь не будет. При таких условиях голос ребенка все равно будет развиваться.
Но, что, же делать, если дома по каким-либо причинам музыкально-певческая среда не сложилась? Если родители все меньше и меньше поют не только колыбельных, но и детских песен своим детям? Где ребенку накопить первые музыкальные впечатления?
Создавшаяся сегоднясоциально-экономическая ситуация не позволяет поднять на должную высоту культурный уровень развития общества. В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей. А оставлять детей на уровне знаний лишь общего характера – значит лишить ребёнка наивной чистоты и непосредственности, потому что пение является «природным видом эстетической деятельности».
В процессепроектной деятельности создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной личности ребёнка, при формировании его певческих способностей. Однако потенциал проектного метода для развития певческих навыков у детей в научной литературе раскрыт недостаточно.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проектов по ее развитию в традиционном образовательном процессе ДОУ.
4. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса развития певческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством широкого внедрения в образовательный процесс проектного метода.
5. Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период с сентября 2015 года и была разделена на несколько этапов.
I этап – начальный – сентябрь 2015 – май 2016 года,
II этап – основной – сентябрь 2016 – май 2017 года,
III этап – заключительный – май 2018 года.
6. Диапазон опыта. Представленный опыт работы является единой системой «совместная деятельность педагога и детей старшего дошкольного возраста – совместная деятельность педагога, в процессе использования проектных методов в развитии музыкальности детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая база опыта Методическая направленность работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах Б. Асафьева, А. Бурениной, А.Г. Гогоберидзе, О Леонтьевой, Н.А. Метлова, К. Тарасовой. Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в формировании детского певческого аппарата. Отмечают необходимость глубокого изучения процессов звукообразования в различных регистрах голоса и звуковосприятия у детей, их голосовых возможностей.
Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.
Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.
Поэтому одним из основных средств развития певческих способностей является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов Н.Н.Подъякова; Д.Б.Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности, данные утверждения позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов.
7. Новизна опыта состоит в создании системы работы по развитию интереса к певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектного метода.
Раздел II. Технология опыта
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития музыкально – певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе применения проектного метода.
Задачи:
1. Использовать психолого-педагогические подходы и проектные методы развития музыкально – певческих способностей, проявившихся в дошкольном возрасте.
2. Осуществлять дифференцированный подход в воспитании и развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам развития музыкально – певческих способностей детей.
Работа с детьми в рамках проектного метода осуществлялась поэтапно. Первый этап работы в рамках проекта включал в себя: определение проблемы, отвечающей потребностям детей; постановку цели проекта и его мотивацию. Второй этап – разработка проекта, привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какие предметы можно использовать, с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели. Третий этап – практическая часть. В старшей группе необходима дифференцированная помощь взрослого, в подготовительной группе дети учились решать творческие споры, достигать договоренности, помогать друг другу. Четвертый этап – подведение итогов и определение задач для новых проектов. Происходило обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
Для решения задач была разработана система занятий, на которых организовывалась проектная деятельность.
На одном из занятий поставлена цель: закрепить знания детей о жанре колыбельной песни. Дети получили письмо от мам страны «Мульти – Пультия», в котором они жаловались на своих детей – малышей: «Наши дети не спят, наши дети кричат, мы не можем их успокоить. Дорогие дети помогите, наших детей угомоните!». Дети включились в проблемную ситуацию. Выслушав предложения детей, было предложено проверить гипотезы. В ходе обсуждения было решено с помощью родителей выяснить: Почему песню называют колыбельной? Кто такие Дрема, Сон? Почему все колыбельные добрые и нежные? Так появился проект «Колыбельные песни». Цель проекта: приобщить детей к культуре своего народа, путем использования малых форм фольклора. Родители и дети включились в поисковую деятельность, изучили литературу, оформили альбом с народными колыбельными потешками, нарисовали рисунки. Для родителей проводились консультации «Роль колыбельной в жизни ребенка», «Пойте детям перед сном». Колыбельные песни вызвали большой интерес у детей и родителей, их применение способствовало развитию духовно-нравственной личности. В результате дети собрали колыбельные песни и отправили мамам страны «Мульти-Пультия».
На следующем занятии поставлена цель: закрепить знания детей о разных песенных жанрах. Проблема исходила от детей; именно они задали ключевой вопрос, который и стал впоследствии стержнем проекта: как узнать жанр песни? Как их различать? Где можно использовать знания о песенных жанрах?
Однажды музыкальный руководитель обнаружил письмо. В нем все песни обратились к детям за помощью: помочь разобраться в жанровой принадлежности, потому что они перепутались. Дети включились в проблемную ситуацию. Оставалось лишь организовать проектировочную деятельность с детьми, а именно, предложить обсудить, что произойдет, если песни перепутаются; как найти выход из создавшейся ситуации.
Так появился проект «Такие разные песни». Для реализации проекта были обозначены следующие задачи:
1) Через поисковую деятельность развивать интерес к песням разного жанра.
2) Распознавать в знакомых песнях колыбельную, плясовую, маршевую.
3) Развивать память, слуховое восприятие.
Выслушав предположения детей, было предложено проверить гипотезы. В ходе обсуждения многие воспитанники нашли такой экспериментальный путь: составить ответ на письмо, изучив в научной литературе происхождение песен разного жанра, побеседовать с родителями о впечатлениях изученного материала. Затем было решено составить альбом – ответ, где будут отражены в иллюстрациях, картинках, рисунках три песенных жанра: колыбельные, плясовые, маршевые. Итоги данной проблемы бурно обсуждались, в результате чего был сделан коллаж с выступлением детей, где сами воспитанники воодушевленно рассказывали обо всем, что им пришлось узнать; на презентации исполнялись песни различных жанров. На самом деле, процесс работы над данным проектом позволил решить целый ряд образовательных задач: развитие музыкального вкуса, эмоционального чувства, творчества, но выполнена главная цель музыкального воспитания – закрепление знаний детей о песнях разного жанра.
Цель очевидна: создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, через красоту музыки найти путь к доброму сердцу и раскрыть в каждом ребёнке его творческий потенциал и духовные силы.
Идея проекта возникла в процессе музыкальных занятий, бесед, многие дети старшего дошкольного возраста не только не знают известных детских песен, но и вообще их не слышали. Так возникла идея воплотить в жизнь проект «Детские песни – детям!»
Проект «Детские песни – детям!»
Пение есть высшее, совершеннейшее искусство, которое существенно подобно разговору. Пение позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание…
Н.Г. Чернышевский
Цель проекта: Формирование музыкальных способностей детей путем создания музыкально-певческой среды.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей убеждение, что пение является частью жизни человека, при помощи песни можно передать свое эмоциональное и душевное состояние.
- Развивать навыки сольного пения с музыкальным сопровождением и без него.
- Развивать песенный музыкальный вкус, отражать свои впечатления в творческой продуктивной деятельности.
- Знакомить детей с известными детскими песнями.
- Создавать условия для активного участия родителей в воспитании ребенка.
- Развивать творческие способности, коммуникативные навыки у детей
Принципы реализации проекта:
- Создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено;
- Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач
- Принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный руководитель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
- Принцип положительной оценки, способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальной деятельности;
- Принцип индивидуализации и дифференциации;
- Принцип систематичности;
- Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Гипотеза: Создание музыкально – певческой среды будет способствовать:
- реализации и развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;
- развитию песенного музыкального вкуса дошкольников;
- развитию творческого потенциала детей.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;
- Накопление слухового опыта и музыкальных впечатлений.
- Увеличение детей желающих заниматься певческой деятельностью;
- Активное вовлечение детей в сольное пение;
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап :
Сначала необходимо провести анкетирование родителей.
Цель: выявить, слушают и поют ли родители с детьми детские песни, учат ли они своего ребенка не только слушать, но и вслушиваться в настроение песен.
Анкета для родителей:
1. Слушаете ли вы дома с детьми известные детские песни?
2. Напеваете (поете) ли с ребенком детские песни?;
3. Есть ли у вас фонотека известных детских песен?
4. Обращаете ли внимание ребенка на настроение, характер песни?
Затем организуем «Круглый стол» с участием родителей.
Цель: обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
Подбор фонотеки известных детских песен.
Основной этап: проведение основных мероприятий по реализации проекта.
Итоговый этап
Включает в себя анализ эффективности работы по созданию музыкально-певческой среды, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными.
Состав участников, реализующих проект:
- Музыкальный руководитель, педагоги.
- Дети старшей группы;
- Родители детей.
Мероприятия по реализации проекта:
В ходе проектной деятельности были проведены следующие мероприятия:
- беседы с детьми ( «Как появляется песня? «Встреча с музыкой композитора В. Шаинского»)
- прослушивание с детьми детских песен «Улыбка», «Песенка крокодила Гены», «Голубой вагон», «Антошка», «Чунга-Чанга» музыка В.Шаинского, «Песенка Львенка и Черепахи», «Настоящий друг» муз М. Пляцковского и др. с целью развития музыкальной памяти.
- просмотр мультфильмов, в которых звучат детские песни ( «Тимка и Димка», «Крошка Енот», «Чебурашка», «Старуха Шапокляк» и др. ) C целью пробуждения интереса к певческой деятельности.
- пополнение фонотеки детскими песнями, с целью создания условий реализации проекта.
- разучивание с детьми детских песен.
- анкетирование родителей, с целью выявления музыкально-певческой среды,
- круглый стол с воспитателями старшей группы с целью обсуждения проекта,
- оформление родительских уголков,
- пополнение домашней фонотеки детскими шлягерами с целью создания музыкально-певческой среды.
- индивидуальные занятия с детьми, желающими сольно исполнить песню,
Когда у детей накопились новые знания и впечатления, мы решили оформить альбом о любимых детских песнях «Мои любимые песни»
В конце проекта дети сделали вывод, что исполняя песни, можно передать разное настроение. Песня помогает преодолевать трудности. Чтобы научиться петь, нужно много трудиться. Голос нужно развивать, охранять, беречь.
Во время заключительного этапа проекта был проведен Фестиваль детской песни «В стране веселых песен», на котором дети показали малышам и взрослым свои умения и знания.
Раздел III. Результативность опыта
Результат проведенных исследований показал, что развитие музыкальности детей проходил успешно, большее количество детей на заключительном этапе показали хорошие результаты: высокий уровень возрос на 30%, средний на 15%. Детей с низким уровнем почти не осталось.
Воспитанники реализовывали свой творческий потенциал, участвуя в различных мероприятиях, (праздничные программы, конкурсы, фестивали и т.д.) организованных в детском саду и на муниципальном уровнях.
2016 .г. – воспитанники - принимали участие в Фестивале посвященном 25 летию Независимости Казахстана «Тәуелсізжікпен түлеген түлектер мен төгілген әуен!»
Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе работы, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы.
- В семье создана музыкально-певческая среда, в которой живут традиции семейного или детского пения.
- Дети стали проявлять интерес к истории и музыкальной культуры своего народа.
- В самостоятельной деятельности детей нашли отражение полученные умения песенных импровизаций.
- У дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать и проводить небольшие импровизированные концерты со сверстниками и малышами.
- Дети владеют вокальной техникой (пение естественным звуком, овладение певческим дыханием, артикуляция звуков).
- Появился интерес к вокальному творчеству.
- Голос детей к 6 годам стал очень эластичен и податлив. Существует тесная взаимосвязь между слухом и голосом.
Критерии оценки |
Уровень 2015 г. |
Уровень 2016 г. |
Уровень 2017 г. |
||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
|
Звуковысотный слух |
19% |
32% |
11% |
42% |
35% |
20% |
65% |
39% |
28% |
2015 г. 2016г. 2017 г.
Список используемой литературы:
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2007 г.
2. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия. Старшая группа.- Волгоград. Издательство «Учитель», 2012 г.
3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М. Просвещение, 1982 г.
4. Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями - М., 2002 г.
5. Орлова Г.М., Бекина С.И.. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет. – М. Просвещение, 1988 г.
6. Картушина М.Ю. «Вокально – хоровая работа в детском саду» М. Издательство «Скрипторий - 2003», 2010 г.
7. Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению» Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 г.
8. Костыгина В.Н. Артикуляционная гимнастика. – ж-л «Школа раннего развития», 2002 г.
9. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании.- М., «Мозаика – Синтез», 2012 г.
10. Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театр. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999 г.
11. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 5,2012 г.
12. Музыкальный руководитель № 5, 6, 2009 г.
Список приложений
1. Приложение № 1 – конспект музыкального занятия в старшей группе по теме «Учимся и играем»».
2. Приложение № 2 – утренник в старшей группе «Мой родной Казахстан» к проекту «Детские песни – детям».
3. Приложение № 3 – развлечение в старшей группе «Празднем Осенины» к проекту «Детские песни - детям».
4. Приложение № 4 – занятие в старщей группе «Путеествие в Игромир» к проекту «Детские песни – детям».
5. Приложение № 5 – комплекс .
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
- Асқар Сүлейменов
Барлық авторлар
Ілмек бойынша іздеу
Мақал-мәтелдер
Қазақша есімдердің тізімі