Өлең, жыр, ақындар

Струны Великой степи

ОҚО Төлеби ауданы Леңгір қаласы
№1 мектеп-гимназиясы
Орыс тілі мен әдебиет пәнінің мұғалімі
Махамбетова Марьям Утегеновна

Открытый урок на тему: "Струны Великой степи"
5 "Б" класс

Краткосрочный план урока по русскому языку и литературе

Раздел долгосрочного плана:

Жизнь и творчество

Школа: Толебийский район, город Ленгер, школа-гимназия №1

ФИО учителя: Махамбетова Марьям Утегеновна

Дата:

Класс: 5

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Струны Великой степи

Цели обучения

С2 понимать значение слов бытовой и духовно-нравственной тематики;

Г3 соблюдать орфоэпические нормы;

Ч1 понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания;

ИЯЕ 1.1. образовывать падежные формы существительных, прилагательных, числительных, местоимений.

Цели урока

- понимает значение слов бытовой и духовно-нравственной тематики;
- соблюдает орфоэпические нормы;
- понимает общее содержание текста, определяет ключевые слова и словосочетания;
- образовывает падежные формы существительных, прилагательных, числительных, местоимений.

Языковая цель

Понимает общее содержание текста; находит ключевые слова, определяя значение слов.
Полиязычие: ритмичный – ырғақты, шелест – сыбдыр, суыл, душа – жән.
Основные термины и словосочетания:
Кюй — это инструментальная пьеса, весьма небольшая по времени звучания (2 - 4 мин.), но очень глубокая по содержанию и отточенная по форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой.
Жайляу – летнее бастбище.
Акын – поэт-импровизатор, певец.
Душа казаха – внутренний мир казаха.

Критерии оценивания

Учащийся:
- определяет значение слов различной тематики, грамотно используя в речи;
- составляет высказывание (описание или повествование),  соблюдая орфоэпические нормы;
- демонстрирует понимание содержания текста;
- правильно образует падежные формы существительных, прилагательных, числительных, местоимений.

Привитие ценностей

Прививать общенациональные идеи акта «Мәңгілік Ел»; развивать интерес к истории создания казахских народных инструментов, развивать эстетические  чувства, любовь к родине, к своей культуре и традициям.

Межпредметные связи

Урок поддерживает связь с предметами: казахская литература, музыка, история

Использование ИКТ

Презентация, видеоролик

Предшествующее обучение

На предыдущих уроках учащиеся прочитали сказку о значении музыки в жизни человека, выполнили задания на формирование грамотности речи  и письма, изучили правописание окончаний имен прилагательных женского, мужского и среднего рода.

 

План

Планируемое время

 

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Началоурока

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организационный момент.
Приветствие

- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
Учитель приветствует учащихся на трех языках: русском, казахском, английском.

Позитивный настрой. Для создания эмоционального настроя, используем стратегию « А ты? » ( Я играю на гитаре, а ты? Я люблю домбру, а ты?  (по цепочке)

Деление на группы с помощью разных фигур

Учащиеся вытягивают фигурки казахских национальных инструментов: 

1 группа – «Казахская домбра»

2 группа – «Музыкальныйкобыз»

3 группа – « Древнийжетыген»

4 группа – «Звонкийасатаяк»

 

2. Проверка домашнего задания
Составление и демонстрация общего кластера на тему «Казахские национальные инструменты»(Учащиеся вкратце рассказывают о главных казахских национальных инструментах – домбре, кобызе, жетыгене и др.)

3.Актуализация знаний.

Учащиеся слушают кюйКурмангазы «Сарыарка».
После просмотра учитель задает вопросы учащимся.
Прием «Мозговой штурм»
- О чем говорит данный видеоролик?
- В каком жанре была озвучена мелодия?
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
(Учащиеся предлагают свои версии)
Слово учителя
-Сегодня мы познакомимся со словами бытовой и  духовно-нравственной тематики; научимся понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания. Тема сегодняшнего урока: «Струны Великой степи»

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

  

 

Постер

 

 

 

Видеоролик

 

Слайд №1

Середина урока

25 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(К) Прослушайте текст и выполните послетекстовые задания.
Транскрипт

                                          Душа казаха

Певучие,  ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях Казахстана, о тихих жайляу с большими стадами. Но если усилить звучание струн, то мелодия полетит вслед за табуном быстрых жеребцов. В степных звуках домбры можно услышать шелест густых трав и звон маленьких ручейков, радость птичьих хоров и стук конских копыт.
В далекие времена казахские народные акыны ходили с домброй по шумным базарам, ярмаркам и селам, исполняя разные кюи. Всего за 2-3 минуты с помощью двух струн степные музыканты передавали радости и горести простого народа. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствуют теплые чувства. В народе говорят, что в звуках домбры живет душа казаха.

 1.   Вопросы к тексту:

- О чем повествуют ритмичные звуки домбры?
- Что можно услышать в степных звуках домбры?
- Что исполняли в далекие времена народные акыны?

     2. Назовите известных казахских акынов прошлых столетий.

(Жамбыл Жабаев. Акан Серэ. Амре Кашаубаев. Асет Найманбаев.

Балуан Шолак. Биржан-сал Жаяу Муса.Кенен Азербаев.)

 

1. Запишите слова по теме «Домбра» из прослушанного текста.
Прием «Кластер» ( учащиеся демонстрируют составленный кластер)

2. Как вы понимаете значение слов «кюй», «жайляу», «акын».

Критерии оценивания

Дескрипторы

Оценивание

 

 Обучающийся:

Определяет значение слов различной тематики, грамотно используя в речи

- отвечает на вопросы

 

- определяет слова по данной тематике

 

- правильно определяет значение слов

 

ФО / Самооценивание«Одноминутное эссе»

Физкультурная минутка
(Г) Задание. Составьте высказывание (описание или повествование) по данной иллюстрации, соблюдая орфоэпические нормы.

Стратегия «Посол»
 Каждой группе раздается иллюстрация, по которой учащиеся должны составить высказывание (описание или повествование)
соблюдая орфоэпические нормы. Затем лидеры групп переходят по часовой стрелке в соседние группы и разъясняют ход  выполнения задания. Составляют кластер - что узнали из выполненного задания. По кластеру защищают свое составленное высказывание.

Критерии оценивания

Дескрипторы

Оценивание

Обучающийся:

Составляет высказывание       ( описание или повествование), соблюдая орфоэпические нормы

- создает высказывание (описание \повествование) по картинке

 

- соблюдает структуру и логику высказывания

 

- правильно употребляет слова и выражения

 

- соблюдает орфоэпические нормы

 


ФО «Взаимооценивание» Прием «Две звезды, одно пожелание»

 

(Г) Задание. Прочитайте текст «Душа казаха» и ответьте на вопросы:
1. Определите  ключевые слова и словосочетания. ( По стратегии «Чтение с пометками»). На определение ключевых слов и словосочетаний используется таблица «Лексическое значение слова»

Слово

Часть речи

Краткое определение

Синоним

Визуальная интерпретация

 

 

 

 

 


2. Объясните значение выражения «в звуках домбры живет душа казаха»

3. Заполните таблицу «Верно-неверно»

 

Верно

Неверно

Ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях Казахстана.

 

 

В далекие времена казахские народные акыны ходили с гитарой по шумным базарам и селам, исполняя разные кюи.

 

 

В народе говорят, что в звуках домбры живет душа народа.

 

 

 

Критерии оценивания

Дескрипторы

Оценива

ние

Обучающийся:

Демонстрирует понимание содержания текста

- определяет в тексте ключевые слова и словосочетания

 

- правильно определяет значение выражения

 

- заполняет таблицу

 

 

ФО / Самооценивание «Светофор»

(И)Дифференцированное задание

Каждой группе предлагается определенный текст. (Тексты  «Домбра», «Кобыз», «Жетыген», «Асатаяк»). Учащимся раздаются цветные карточки с индивидуальным заданием.

Зеленые:             Прочитайте текст, выпишите 5 словосочетаний
(Уровень А) «прилагательное+существительное». Определите
                             род, число, падеж. Просклоняйте 1 словосочетание.

 

Дескрипторы:
                             - находит в тексте словосочетания;
                             - правильно образует падежные формы сущ-ных;
                             - правильно образует падежные формы прилаг.
                             - склоняет 1 словосочетание.

ФО/ Обратная связь учителя «Словесная похвала»

Желтые:              Прочитайте текст, выпишите 5 словосочетаний
(Уровень В)       «прилагательное+существительное». Определите
                              род, число, падеж.

Дескрипторы:
                             - находит в тексте словосочетания;
                             - правильно образует падежные формы сущ.
                             - правильно образует падежные формы прил.

                     ФО/ Обратная связь учителя «Словесная похвала»

Красные:             Прочитайте текст, выпишите 5 словосочетаний
(Уровень С)        «прилагательное+существительное».

                             Дескрипторы:
                              - находит в тексте словосочетания.

ФО/ Обратная связь учителя«Словесная похвала»

 

 

 

Текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Флипчарт

 

 

Смайлики

Физкультурная минутка (из м/с «Тучка»)

Вот

помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так -
Не обидятся никак.

Мы листочки, мы листочки
Мы весёлые листочки.
Мы на веточке сидели, ветер дунул- полетели.

Мы летели и летели
И за парты тихо сели.

 

 

 

 

Картинки

 

 

 

 

Флипчарты

 

 

 

Смайлики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник.

Часть2.
стр.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смайлики

 

Тексты

Цветные карточки

 

Смайлики

Конец урока

5 минут

Рефлексия
Прием «Три лица»

Домашнее задание: Составить синквейн к слову кюй

дополнительная информация

дифференциация
Каждой группе предлагается определенный текст. Учащимся раздаются цветные карточки с индивидуальным заданием.

Зеленые:Прочитайте текст, выпишите 5
(Уровень А)  словосочетаний  «прилагательное+сущ.»
 Определите род, число, падеж.
 Просклоняйте 1 словосочетание.                     

Желтые:Прочитайте текст, выпишите 5 словосочетаний
(Уровень В)        «прилагательное+существительное».
                               Определите род, число, падеж.

Красные:Прочитайте текст, выпишите 5 словосочетаний
(Уровень С)        «прилагательное+существительное».

оценивание

Формативное оценивание:

Самооценивание «Одноминутное эссе»

Взаимооценивание «Две звезды, одно пожелание»

Обратная связь учителя (словесная похвала, поощрение)

 

межпредметные связи

казахская литература, музыка, история

Связи с ценностями

Развитие интереса к истории создания казахских народных инструментов, развитие эстетических чувств, любовь к родине, к своей культуре.

рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовала и почему?

Проводит рефлексию

- Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

- Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо

(с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок

(с учетом преподавания и учения)?

Что узнала об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

2.

 

1.

2.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз