Өлең, жыр, ақындар

Лингвистическая игра «Колесо удачи»

 

Учитель русского языка и литературы Шакпакбаева Назигуль Жангалиевна. ШГ №32, г. Нур-султан

Внеклассное мероприятие по  русскому языку  для учащихся 5х классов

 ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА    «КОЛЕСО УДАЧИ»

Цель проведения:

*    проверить знания уч-ся по русскому языку, прививать интерес к изучению

*     способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;

*    создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование:

 

Интерактивная доска, презентация, бумага, карандаши, карточки с заданиями, название мероприятия (цветные буквы), медали для награждения; плакаты, высказывания русских писателей и поэтов о русском языке.

     Ход урока:

 

Эпиграф: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (И.С.Тургенев)

1.     Вступление.

Учитель. Здравствуйте, ребята.

Наше мероприятие посвящено нашему великому, могучему русскому языку.  Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Говорят, что  истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Мы любим и знаем свой родной язык, а также наравне с ним изучает другие языки: русский, английский, французский и т.д. Языкам мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.  Еще в 1882 году великий писатель, мастер русского слова И.С.Тургенев высоко оценивая роль языка завещал: «Берегите язык, наш прекрасный русский язык».

- Мы должны любить и беречь язык. Но что значит беречь язык?

Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но мы знаем, что далеко не прост язык, и нет границ в его познании.

Пусть наша встреча поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком.

Встреча наша пройдёт в форме викторины “Колесо удачи”. В своём знании русского языка будут состязаться 3 команды. Мы на нашей викторине выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.
Итак, начинаем!

Учащиеся делятся на 3 команды.

Ход игры.

Учитель. Наша викторина будет состоять из 7 туров. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

Правила работы в команде:

1.     Работать в команде, сообща.

2.     Не нарушать очередность выступления команд.

3.     Не шуметь. За нарушение дисциплины выдается желтый жетон.

 

Туры:

1.     «Разминка».

2.     «Смекалка».

3.     «Знаем ли мы пословицы?»

4.     «Считалка». 

5.     «Угадайка».

6.     «Грамотей»

7.     «Загадки».

Первый тур «Разминка».

Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.

1 команда:

  • Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
  • Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)

 2 команда.

  • Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
  • Как  можно превратить слово семя в слово семья?(добавить ь знак)
  • Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (поменять первую букву)

  3 команда

  • В каком слове сорок а? (сорока)
  • Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
  • Сколько слогов в слове да? (1)

Второй тур ««Смекалка».

Чем кончаются день и ночь?     (Мягким знаком)

Замени последнюю букву в слове СОМ и получи другое слово

(сок, сор, соль)

Что нужно сделать, встретив во сне тигра?          (Проснуться)

То находится между городом и селом?                 (Буква И)

Третий тур «Знаем ли мы пословицы»

Шило-мешок  (Шило в мешке не утаишь)

Язык-дело...   (не спеши языком, а торопись дело)

Дело-мастер           (Дело мастера боится)

Глаза- руки             (Глаза боятся, а руки делают)

 

Четвертый тур «Считалки»

 В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули.

Сколько останется?            (20, задутые не сгорят полностью)

Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько осталось?  (Страусы не летают)

У семерых братьев по 1 сестре. Сколько всего сестер?    (Одна)

У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов  у него стало? (5)

Пятый  «Угадайка»

Задачу ты решишь свободно: Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца – Во мне увидишь что угодно.   (нос-сон)

Географию со мною, изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной –

И найдёшь меня в МЕНЮ.           (Атлас-салат)

С Б мучительной бывает,

С М одежду пожирает,

С Р актеру я нужна,

С С для повара важна.           (боль, моль, роль, соль)

Во мне и стены и углы

Жилищем я являюсь

Но если сменишь О на Ы то сразу вверх я устремлюсь.  (Дом- дым)

 

Шестой тур «Грамотей».

Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа.     

(чУлок)

Он красивый, а его сестра ещё…  (КрасИвее)

Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа

(тОрты)

Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы.... ( зубья)

Седьмой  тур «Загадки»

Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет - не вытечет. (речка)

Белый, а не снег, сладкий, а не мед. (сахар)

Сидит дед, многими шубами одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

Без рук, без ног, стучит, в дом просится.  (ветер)

Пока у команд считают свои набравшие жетоны - баллы, для зрителей викторина:

  • Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
  • Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото, облоко и т.д.)
  • В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
  • Гласных букв у русском языке сколько? (10), а гласных звуков сколько? (6)
  • Назовите первую букву алфавита (а)

 

Подведение итогов.

Награждение победителей.


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз