Өлең, жыр, ақындар

Отображение исторических событий в повести. Запорожское казачество в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Шолаксорская средняя школа

Жекина Гульнар Кенжебаевна

Учитель русского языка и литературы

 

Пояснительная записка

Урок  по литературе по теме «Отображение исторических событий в повести. Запорожское казачество в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба.

Повесть «Тарас Бульба» предназначена  для учащихся 8 класса  (I полугодие ). Презентацию, предложенную к данному уроку  можно использовать как основной и дополнительный материал  при изучении жизни и творчества  Н.В.Гоголя  в 5-9 классах и во внеклассной работе (предметная неделя по литературе). Уроки могут носить характер ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, повторения и обобщения полученных знаний. Урок интегрированный  ( литература + история )

Интегрированный урок-одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.  По своей сути, школьный предмет «Литература » является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

4. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких
 В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.  Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Литература на этом является ведущим предметом

  На протяжении урока  учитель истории и литературы чередуются своими выступлениями, заданиями  разного характера ( беседа с учащимися, работа в группах, работа со словарями , кроссворд)

 

Интегрированный урок литературы и истории "Отображение исторических событий в повести. Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока: актуализация и интеграция знаний, полученных на уроках литературы и истории.

Задачи урока: 

1. Формирование бережного отношения к истории и традициям своего народа.

2. Определение характера исторической эпохи; знакомство учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба".

3. Формирование представления об исторической истине и художественных задачах писателя.

4. Осмысление героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны.

5. Развитие ключевых компетенций учащихся.

Оборудование: Иллюстративный материал,  выполненный  в программе «Поуэр Пойнт»;

Межпредметная связь –литература и история


Педагогические технологии:


Словарная работа (со словарями)


 Презентация (слайды)


Групповая работа по заданиям  учителя


Выразительное чтение текста и работа с цитатами


Беседа по содержанию текста


Работа по развитию речи (монологическая речь, письменные высказывания)


Индивидуальные задания (рассказ о художнике и составление кроссворда по повести).


Ход урока

I. Мотивационный этап .Этап «включения» в урок. Психологический настрой . ( учащимся раздаются треугольники разных цветов, ученики выбирают в соответствии настроению, желают друг другу удачи.

Образовательные задачи : нацелить учащихся на усвоение материала, определить основные задачи урока.

Время : 1 мин

II. Проверка домашнего задания

Образовательные задачи : проверить пройденное  за прошлый урок

Время :  2 мин

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия ( диаграмма Венна)

III. Актуализация знаний учащихся

Образовательные задачи : актуализировать ранее приобретённые базовые знания

Время :  3 мин

Работа в тетради.

Вам нужно восстановить авторский текст.
Так вот она, Сечь! Вот то (гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие , как (львы)! Вот откуда разливается (воля) и козачество на всю Украйну.
- Как вы поняли значение пропущенных слов: гнездо, львы, воля?

IV. Формирование новых знаний

Образовательные задачи: развитие личности учащегося , его способности, интересы, научить учащихся анализировать, делать выводы

Время : 15  мин

Вступление учителя.

Сегодняшний урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожское казачество вповести»

Работа в тетради.

Вам нужно восстановить авторский текст.
Так вот она, Сечь! Вот то (гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие , как (львы)! Вот откуда разливается (воля) и козачество на всю Украйну.
- Как вы поняли значение пропущенных слов: гнездо, львы, воля?
Учитель литературы  -Экскурсия по Запорожской Сечи.

Повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" входит в сборник "Миргород", появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединенных скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.
Повесть "Тарас Бульба" выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.

 В 15-17 веке Украина вела освободительную войну с поляками, турками и татарами. Эту борьбу возглавляло казачество. Казаками назывались вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его законам. Нередко ими становились беглые крепостные. Центром казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что находилась за днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).
В "Тарасе Бульбе" нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда - с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображенное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV - XVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому "Тарас Бульба" является скорее не исторической повестью, а эпической. 
 

Учитель истории - Сообщение учителя с элементами беседы, работа с картой.

Хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце XVI, или в первой половине XVII века. Именно тогда войны противпольского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.

Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища - со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.

V.Закрепление

Образовательные задачи: умение работать с текстом, находить главное

Время :  10 мин

Беседа по содержанию 1, 2 главы.

Запишите в тетрадь цитату, восстановив ее:

«Ваша нежба - чистое ( поле) да добрый (конь).

(Сабля) - вот ваша матерь!

(Запорожье) - вот где наука, так наука! Там вам школа!

Ответьте на вопросы, используя знание текста 1-2 глав:

- Кому принадлежат эти слова? (Их сказал Тарас своим сыновьям).

- Что является главным для казака Тараса Бульбы? (Главные атрибуты настоящего казака: чистое поле, где он сможет развернуться, добрый конь, который никогда не бросит казака и матерь –сабля, которая защитит.)

- В чем видит он смысл своей жизни? (В служении своему отечеству, в защите Родины.)

- Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье? (Он считает Запорожье школой возмужания.)

- О чем думал Тарас и его сыновья по дороге в Запорожскую Сечь? Зачитайте цитату. (Каждый думал о своем. Цитата.)

 

Учитель литературы -Сообщение учителя с элементами беседы.

В повести Гоголь изображает эпические богатырские характеры: Тараса, Остапа, других запорожских "рыцарей". Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.
Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.
Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь - и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом "русские". Понятие «Русь» связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.

Работа в группах (5 минут).

1  группа – работает с текстом 2-3 главы. Главные герои Запорожской Сечи. Ответить на вопросы, используя текст, привести цитаты, выразительно зачитать их.


Что представляла из себя Сечь, когда наши герои подъезжали к ней?


Занятия запорожцев, их внешность, одежда.


Как Остап и Андрий влились в новую жизнь?


Почему Тарасу не нравилась праздная жизнь?

  2  группа -работает со словарями. Объяснить значение слов и написать на доске.

Атаман – предводитель войска

Брань – битва, сражение

Гетман – главнокомандующий казацким войском

Курень – шалаш, подразделение войска

Кошевой – предводитель стана

Казак – вольный поселенец
 

Учитель истории - Рассказ об устройстве, географическом положении и укладе жизни Запорожских казаков. 

Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство - Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести.
Запорожские казаки жили на днепровских островах, где сформировалась своеобразная казацкая республика (свободное военное братство во главе с выборным кошевым и куренным атаманами). Ядром этой республики был островХортица. В Сечь принимали всякого, кто приходил; не спрашивали - кто он, откуда пришёл; как и чем прежде жил, лишь бы он был не еврей и не католик. Каза­ки были народ вольный, долгое время они только номинально считались подданами великих князей литовских, выбирали своих гетманов, воевали с кем хотели.


3 группа -  работает с текстом 3 главы. Законы Запорожской Сечи.


Выразительное чтение эпизода «Нравы и обычаи Сечи».


Прокомментируйте их.


Считаете ли вы их жестокими? Почему? Аргументируйте свой ответ.


VI.Контроль

Образовательные задачи: проверить усвоение знаний

Время:  5 мин

Кроссворд из 10 слов или викторина. (Индивидуальное задание)

  1. Он был из числа коренных старых полковников…(Тарас Бульба)
  2. Остров, на котором располагалась Сечь? (Хотрица)
  3. С кем отец бился на кулаках? (Остап)
  4. Кого Тарас назвал мазунчиком? (Андрий)
  5. Речка, впадающая в Днепр. (Татарка)
  6. Как называлось духовное училище? (Бурса)
  7. Подразделение запорожского войска. (Курень)
  8. Как назывался атаман? (Кошевой)
  9. Мучная похлебка. (Саламата)
  10. Каша с салом. (Кулиш)

VII. Вывод по уроку. Рефлексивная деятельность учащихся.

Образовательные задачи: узнать затруднения по данной теме

Время :  5 мин

Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи - такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н В. Гоголь создает поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.
Сильные и могучие характеры - это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас - сын своего времени, и его дикость и необузданность - результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы. Чувство коллективизма делает героев повести "Тарас Бульба" сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей - чувством любви к родине.
Какая же она, Запорожская Сечь? Чему она нас учит?

-Какие задания у вас вызвали большой интерес или затруднения?

Сочинение –эссе « Какая же она, Запорожская Сечь? Чему она нас учит?»

VIII. Домашнее задание.. Письменно в тетради: «Письмо турецкому султану» (от 1 лица).

 IX.Подведение итогов урока. Поощрение, выставление оценок


Пікірлер (1)

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз