Өлең, жыр, ақындар

Исцеление музыкой на основе рассказа «Исцеляющая музыка Моцарта»

«Жалпы орта білім беру №1 қазақ тірек мектебі (Р.О)» КММ
Орыс тілі мұғалімі: Жаукешева Айнур Багинтаевна

Урок: Русский язык и литература 7 Я2.

Раздел 7 долгосрочного плана: Музыка в нашей жизни. 

 

Дата:

ФИО учителя: Жаукешева Айнур Багинтаевна

Класс: 7

Количество присутствующих: 12

отсутствующих: 0

Тема урока

Исцеление музыкой на основе рассказа «Исцеляющая музыка Моцарта".

 

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу):

(7.С4) определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста;

(7.Ч6) анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые особенности и художественно-изобразительные средства;

(7.Г1) владеть словарным запасом, включающимэмоционально-окрашенную лексику, термины;

(П.3) представлять информацию в виде таблицы, схемы, диаграммы, графике.

Цели урока:

- определяют основную мысль текста «Исцеляющая музыка Моцарта», опираясь на содержание текста;

- анализируют содержание произведения, определяют жанровые особенности и изобразительно-выразительные средства языка;

 - владеют словарным запасом, включающим эмоционально-окрашенную лексику;

- представляют информацию в виде таблицы;

Критерий успеха

Все учащиеся смогут:

- понять общее содержание произведения «Исцеляющая музыка Моцарта», определить тему и основную мысль;

- определить жанр и жанровые особенности;                                                

Большинство смогут:

 - анализировать содержание произведения «Исцеляющая музыка Моцарта»;          

 - использовать в речи эмоционально-окрашенную лексику, термины;

Некоторые учащиеся смогут:

 - создавать аргументированное высказывание на тему «Исцеление музыкой»;

 -  находить в тексте художественно – изобразительные средства;

Языковые цели

Учащиеся будут развивать навыки устной речи, на основе предложенного произведения, пополняя словарный запас в контексте изучаемой темы, участвовать в диалоге и выражать свое мнение.

Привитие ценностей

 

Любовь к  музыке, о ее влиянии на мысли, чувства, настроение людей, размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства.

Межпредметные связи

Музыка, самопознание

Навыки использования ИКТ

Презентация по теме «Исцеление  музыкой»

Активные методы обучения

«Мудрые совы», «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Горячий стул»

Предварительные знания

 

Умеют определять основную мысль текста, анализировать произведение, определять жанровые особенности; находить художественно-изобразительные средства; знакомы с темой «Музыка»

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

 5 мин.

 

І. Организация класса.

Психологический настрой

У: -Создаёт соответствующие условия, чтобы настроить учеников  на учебную деятельность.

Эмоциональный настрой на урок: «Солнечный зайчик»

Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому -нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи. (передают друг — другу солнечного зайчика и желают удачи)

Деление  на  группы происходит целенаправленно по уровню мотивации, с помощью карточек с рисунками музыкальных инструментов: домбра, скрипка. пианино.

(рассаживаются по группам согласно данной карточке)

(К) Стратегия «Мозговой штурм»

Цель: подведение к теме и цели урока

У: На прошлых уроках мы начали говорить о том, как музыка связана с литературой? Что объединяет искусство звука с искусством слова?

Предполагаемые ответы обучающихся:

 (Литература-искусство слова. Писатель с помощью слов  создает литературное произведение, чтобы передать свое мнения и чувства. Музыка-искусство звука. Композитор тоже с помощью музыки, может передать его страдания, радость, чувства и т.д.)

У:- Ребята, посмотрите на  слайд , как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

https://szmedia.ru/public/files/content/4/403.jpg

Предполагаемые ответы обучающихся:

(музыка,звук,гитара, врач, здоровье, лечить и т.д)

Эпиграф  к сегодняшнему уроку – слова известного психологаБехтера «Музыка- целитель здоровья»

- Как вы понимаете высказывание Бехтера?

Предполагаемые ответы обучающихся:

(Музыка успокаивает. Музыка лечит и т.д.)

- Как вы думаете, исцеляет ли музыка?

Итак, тема нашего урока…

Предполагаемые ответы обучающихся:( исцеление музыкой, лечение музыкой).

 Тема нашего урока «Исцеление музыкой на  основе рассказа « Исцеляющая музыка Моцарта"

Звучит фонограмма музыки Моцарта

У. «Музыка какого композитора звучит?»

Предполагаемые ответы обучающихся:

(-В.А. Моцарта…

У. «А как вы догадались?»

Предполагаемые ответы обучающихся:

(-Музыка Моцарта особенная, очень светлая, как бы игривая.)

У. - Совершенно верно, одной из важнейших особенностей всех композиторов, среди которых Моцарту принадлежит одно из самых первых мест, является широта их взглядов на мир и потому широта жизненного содержания их музыки.

Давайте вместе сформулируем цели урока с помощью опорных слов.

- знать значенияновых слов;

- повторить знания по разделу«Музыка в нашей жизни»;

- уметь анализироватьхудожественный текст.

- Правильно, молодцы!      

ФО обратная связь учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://youtu.be/kXqPku6gvYc

Осмысление

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

(И)Стратегия «Глоссарий».(Г1)

Словарная работа по теме  урока.

Цель: актуализация и повторение словарного запаса.

У: - Посмотрите список слов  и отметьте те, которые могут встретиться  в произведении:музыкотерапия,исцеление,эффект, проблемы с речью,препятсвие, актер, неудачи, заика, работа, болезнь.

(Ребята работают индивидуально в течении несколько минут, затем высказывают свои предположения)

Предполагаемые ответы обучающихся:

(музыкотерапия ,исцеление, эффект, проблемы с речью,препятсвие, актер, неудачи, заика)

Взаимооценивание «Две звезды и пожелание»

Стратегия «Мудрые совы» (С4,Ч6,П3)

Ход работы:

-самостоятельная работа учащихся над произведением  «Исцеляющая музыка Моцарта», (обсуждение в группе).

У: раздает рабочие листы с конкретными  вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Дифференцированное задание

(Г)

Задания 1 группы-А

1. Определите основную мысль текста.

2. Определите жанр и его признаки.

Критерии оценивания

Дескрипторы

Выделяют основную мысль произведения

записывает ключевые слова (не менее 10);

формулируют основную мысль, используя ключевые слова;

Определяют жанр художественного произведения

называют жанр художественного произведения;

Задания 2 группы-В

1.Проанализируйте содержание  прочитанного произведения .

2.Как изобразительные средства помогают понять происходящее?

Критерии оценивания

Дескрипторы

Анализируют содержание художественного произведения

анализируют эпизоды;

анализируютсодержание художественного произведения;

Анализируют роль изобразительных средств в художественном тексте

объясняют роль олицетворений в тексте

Физминутка «Веселый оркестр»

Задания 3 группы-С                                                            

Стратегия «Органайзер»

1.Заполните таблицу примерами из текста, характеризуя главного героя.

Герой

Поступки  и действия героя

Четыре характера  героя, раскрывающиеся  в произв.

Изобразительно-выразительные средства

Как  автор относится к герою?

Жерар Депардье

вера в исцеление …

уверенность…

эпитеты..

с уважением…

 

Критерий оценивания

Дескрипторы

Определяют  значение литературоведческих терминов

находят в тексте изобразительно-выразительные средства;

Выделяют основные  характеристики литературного героя.

определяют  значение героя в данном произведении;

анализируют поступки и действия героя ;

определяют черты характера героя, раскрывающиеся в произведении

Выделяют изобразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главному герою

выделяют в произведении изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор выражает отношение к главному герою;

ФО с дескрипторами / обратная связь учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/139/161882/img4.jpg

 

 

 

 

 

 

 

флипчарт, маркеры, стикеры

 

 

Рефлексия

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

Закрепление темы урока

Стратегия «Горячий стул»

Инструкция

1.Из каждой группы выходят по одному представителю.

2.Учащие задают вопросы  по содержанию произведения.

3.Представитель группы должен быстро ответить на вопросы, чтобы не сгореть на «Горячем стуле».

4.Сгорает тот, кто быстро не ответил на вопрос.

Кто главный герой?

Какая болезнь была у главного героя?

С чьим произведением он познакомился?

Кем хотел стать герой произведения?

Как звали врача?

Каким образом лечит музыка?

Почему Томатис выбрал именно Моцарта?

ФО «Большой палец»

Дифференцированное домашнее задание:

А. Найти и записать загадки про музыку и музыкальные инструменты.

В. Составить текст- описание на тему «Музыкальные инструменты».

С. Подготовить презентацию на тему «Музыкотерапия».

По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ee1/000517f0-288550e5/img18.jpg

 

 

Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание.

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

В течение урока мною будет оказываться поддержка: перед выполнением заданий будет дан алгоритм работы, заранее обговариваться критерии оценивания. На стадии осмысления буду использовать стратегию «Мудрые совы», где задания имеют дифференцированный характер с учетом успеваемости учащихся:

Учащиеся с низкой мотивацией определяют основную мысль произведения, жанр  и его признаки.

Учащиеся с средней мотивацией анализируют содержание прочитанного произведения. Объясняют как изобразительные средства помогают понять происходящее?

Учащиеся с высокой мотивацией заполняют таблицу примерами из текста, характеризуя главного героя. Так же будет

дифференцированное  творческое домашнее задание:

А. Найти и записать загадки про музыку и музыкальные инструменты.

В. Составить текст- описание на тему «Музыкальные инструменты».

С. Подготовить презентацию на тему «Музыкотерапия».М.Д. способствует достижению целей каждым учащимся.

Уровень усвоения материала, планирую провести с помощью использование критериального оценивания, «Оценивание с дескрипторами обратная связь учителя», «Две звезды и пожелание», самооценивания, взаимооценивания, комментированного оценивания.

Урок связан с такими предметами как: музыка, самопознание.

Кабинет будет подготовлен с учетом требований к проведению групповой работы. Будет рассчитано место для проведения разминки в начале урока  и свободного передвижения по классу. В течение урока ученики осознают  ценности человеческого общения, смогут  правильно ориентироваться в информационном пространстве.

Рефлексия

Размышление над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки

Были ли цели урока /цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо ( подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока ( подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил (-а) за время урока о классе или достижениях/трудностях, отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

Приложение № 1

Когда известный и популярный ныне Жерар Депардье был молод, он страстно желал стать актером и строил честолюбивые планы. Серьезнейшим препятствием на пути к мечте стали проблемы с речью – юноша с трудом облекал свои мысли в слова и заикался. Источником этих трудностей библиографы актера считают семейные проблемы, низкую самооценку и личные неудачи Депардье, а также отсутствие образования. 

В это время Депардье брал уроки сценического мастерства, и его наставник увидел в юноше задатки талантливого актера. Он отправил юного Жерара в столицу к отоларингологу Альфреду Томатису, который был дипломированным и известным врачом, автором революционных для того времени медицинских идей. Он утверждал, что музыка может лечить, и приписывал произведениям Моцарта особый целительный эффект. 

Обследовав Депардье, доктор Томатис пришел к выводу, что причиной заикания, косноязычия и плохой памяти Жерара был разлад его эмоциональной сферы. Он пообещал помочь начинающему актеру и назначить лечение. Ради своей мечты Депардье был готов на все и сказал, что выполнит любые рекомендации: прием лекарств, курс уколов, операцию и сеансы психотерапии. 

Но Томатис ответил, что ничего такого не потребуется, и предложил юному французу каждый день приходить к нему в кабинет и слушать Моцарта. Депардье был невероятно озадачен таким способом лечения, но не посмел спорить с именитым и уважаемым врачом. 

На следующее утро ровно в 10:00 Депардье сидел в кабинете Томатиса. Врач надел на своего пациента наушники и включил волшебные мелодии Моцарта. Всего через неделю «музыкальных процедур» Жерар почувствовал изменения: он стал лучше спать, стал веселее и энергичнее, вернулся отменный аппетит. Вскоре положительные сдвиги произошли и в речи: она стала более отчетливая, почти полностью пропало заикание. 

Когда лечение закончилось, Депардье вернулся к своему педагогу по актерскому мастерству обновленным и еще более уверенным в своем желании стать великим актером. 

Позднее Депардье не раз с благодарностью вспоминал талантливого врача. По его словам, «музыкальные процедуры» Томатиса придали завершенность его мыслям, научили облекать их в слова, помогли побороть заикание. Томатис же все свое время посвящал экспериментам – он исследовал воздействие на пациентов различной музыки и пришел к выводу, что мелодии Моцарта действуют успокаивающе, помогают расслабиться и снять эмоциональные блоки.

Почему Томатис выбрал именно Моцарта? Не Баха, Бетховена или, наконец, Битлз? У Моцарта нет присущих Баху ошеломляющих эффектов. От его мелодии в душе не зарождается буря эмоций, как от произведений Бетховена. Не приходит в бешеное движение тело как от раскатов рок.Ритмы музыки созвучны с ритмами нервной системы, которая задает тон работе всего организма. Музыка разных композиторов и жанров действует на энергетику организма так же, как различные блюда на его физиологию – позитивно или негативно. 
По мнению Томатиса, мелодии Моцарта – легкие, очаровательные, немного загадочные, являются сбалансированным музыкальным «блюдом», заряжающим мозг энергией и идеально подходящим любому слушателю.

Источник: https://mirpozitiva.ru/articles/1430-muzyka-mocartavolshebnye-melodii-sposobnye-iscelyat.htmlа.

 


Пікірлер (2)

Отличная разработка урока

Полезные материалы к уроку

Пікір қалдырыңыз


Қарап көріңіз